Why vintage (Почему винтаж)


После того, как я создал свою страничку, посвященную аудиостарью, мне стали приходить письма с вопросом, типа: Who is fucking vintage?, но, конечно, на русском. Вот я и решил дать какое-нибудь определение этому слову.
Если перевести с английского, то вот что выходит:

vintage

  • сущ.
    • сбор винограда
    • урожай винограда
    • вино из сбора определенного года Many predict 1991 will rival the great vintage of 1965. — Многие предсказывают, что вино урожая 1991 года составит конкуренцию великолепному вину урожая 1965 года.
    • марочное вино, вино высшего качества a vintage bottle of wine — бутылка марочного вина; Syn: vintage wine
    • модель, тип, склад характера men of his vintage — люди его склада; of a certain vintage — определенного вида, определенной марки; a mansion of prewar vintage — дом довоенной постройки; a car of ancient vintage — автомобиль старой марки/старого образца
  • прил.
    • марочный; выдержанный vintage wine -марочное вино, вино высшего качества
    • старинный; классический This is vintage comedy at its best. — Это классическая комедия в лучшем виде
    • устаревший, старомодный vintage plays -старомодные пьесы. The museum will have a permanent exhibition of 60 vintage, classic and racing cars. — В музее будет постоянная выставка 60 старинных, классических и гоночных автомобилей.
    • зрелый

То бишь, получается, что все достаточно просто: vintage audio -старинное аудио.
Это целиком и полностью соответствует истине — винтаж объединяет в себе все старые аппараты. Но если подходить к этому вопросу с других позиций, то все сложнее.

Если смотреть с позиции коллекционера, то винтаж никакого интереса не представляет — ну что тут коллекционировать, если техника производилась многотысячными тиражами и качественно (зачастую), то до наших времен дожила, конечно, уже не многотысячными единицами, а так, просто тысячными, и никакой уважающий себя коллекционер не захочет ощущать, что таким же предметом владеет еще тысяча человек. Другое дело, к примеру, первые граммофоны — граммофоны именитых фирм, доживших до сегодняшних дней, измеряются в штуках, а вот это уже можно коллекционировать.

С позиции рядового аудиофила, радостно слушающего красивые звуки, доносящиеся из его системы, в штуку за компонент, винтаж — полнейший отстой, звука нет, кривая АЧХ (зачастую), детальности не хватает, басов мало, высоких еще меньше, никакой препарации музыки. Если такие люди послушают винтаж, то они обплюются и правильно сделают, им надо покупать какие-нибудь МаркЛевинсоны с отличным разрешением, которые отлично дробят музыку на отдельные звуки, чтобы их было удобнее препарировать.

А рядовой меломан будет просто тащиться от винтажа! А как тут не тащиться — стоит копейки (ну, не совсем, конечно, как хороший музыкальный центр), приятный комфортный звук, отличный ретродизайн, нет навязчивых высоких или бухающих басов, скрип стульев в зале совершенно не отвлекает от музыки. Короче, завалился на диван с пивком, и получаешь кайф от музыки!

Тяжелее всего аудиофильствующим меломанам (как я, например) — им подавай большую информативность в музыке. Ее, в принципе, можно добиться и на современных компонентах, но это дорого (от двушки за компонент), да и очень долго — плохо, очень плохо между собой сочетаются современные компоненты, поэтому подбор может тянуться годами. Но есть и для них выход — Classic Audio, то есть, тот же винтаж, то бишь старье, но легендарное, звук которого до сих пор будоражит души большого количества меломанов и аудиофилов. Классические аппараты стоят недешево, но цена полностью отражает звук, поэтому, чем дороже, тем лучше. Также подойдет «Экзотик Аудио» — старые аппараты, выпущенные в специальной отделке, или с особенными наворотами, за основу которых, как правило, взяты дорогие, признанные в свое время аппараты. Цена на такую технику уже не зависит от звука (хотя звук у них тоже хорош), так как эта техника мелкосерийная и стала коллекционным товаром. Такая техника может стоить десятки тысяч долларов, но зато вы можете быть уверены, что такую технику, кроме вас, слушает еще несколько человек в мире!

В зависимости от соотношения в человеке меломанства и аудиофильности, он может выбрать себе компоненты в Classic Audio по вкусу.


Если преобладает аудиофильство, то берите топовый Ревокс, или топовых японцев — Ямахи, Хитачи, Кенвуды (Трио), Техниксы, Люксманы. Звук у них в массе своей очень рафинированный, линейный, с очень высоким разрешением и отличными техническими параметрами — сигнал/шум больше 100Дб, КНИ с кучей нулей после запятой по всей АЧХ. Эти аппараты уступят в разрешении и линейности, только очень дорогим «Hi-End’ным» аппаратам.

Если преобладает меломанство, то не ошибетесь, взяв ламповые усилители 40-60х, которые в паре с акустикой тех же годов (рупор или бумага на кобальте без подвеса) так будут играть классику, джаз или оперу, как не сможет ни один даже самый дорогой «Hi-End’ный» аппарат. Аудиофилы будут воротить от них нос из-за невысокой динамики и частым завалом выше 16 кГц.

Для людей с приблизительно равным соотношением подойдут топовые транзисторные аппараты 70-х, с отлично проработанной динамикой и АЧХ, при этом с мягким, комфортным звучанием, которые с легкостью отыграют и современный эйсидхардкор, и оперный вокал. Это — топовые усилители Макинтош, Сансуй с выходными трансформаторами и старшая акустика JBL, и т.п.

Что еще можно посоветовать тем, кто хочет попробовать себя на стезе винтажа: идеальной формулы звука не бывает даже здесь. Есть, конечно, известные фирмы типа: Altec Lancing, EMT, JBL, McIntosh, WE и т.д. и т.п., у которых за редкими оговорками можно брать все, и будет звучать в прямой зависимости от положения в модельном ряде, но их на всех не хватает, и стоят они недешево. Есть еще ряд очень именитых фирм типа Marantz, Scott, Techniсs, Thorens, Goodmans и т.п., но они производили как шедевры инженерной мысли, так и откровенный хлам, в зависимости от периода в жизни компании.

Так, к примеру, все вертушки Thorens, произведенные в Швейцарии, можно смело брать, а более поздние — уже в зависимости от модели. Soul Marantz производил очень качественные усилители, все они заслуживают доверия, но до тех пор, пока не продал марку японцам, а японцы уже производили так себе. Technics: в 70-е производил очень качественную профессиональную технику, которая стоила просто баснословные деньги. Н.H. Scott делал как и отлично звучащие вещи, так и хлам. Mark Levinson делал когда-то очень хорошие усилители, но тоже продался.

Из проигрывателей винила к Classic Audio можно смело отнести весь модельный ряд ЕМТ, все швейцарские столы Thorens (правда, наибольшую известность получил 124), Garrard 301, Technics SP10. Отличные тонармы производили: EMT, SME, Ortofon, Grace, Rabco, SAEC, Fidelity Research и т.д. Среди МС картриджей бесспорными лидерами являются EMT и Ortofon, весьма неплох старый Denon 103, AudioTechnica, старые Sony XL33, XL44, старые Technics. Среди ММ головок очень ценятся Grado, а также Shure V15, M3D, Stanton, Technics и т.д.

Среди катушечных магнитофонов (reel to reel) можно смело рекомендовать Nagra, Studer, Ampex, Revox, Tascam, Tandberg, «про» Technics, топовые Pioneer, Akai и т.п.

В кассетниках все затмевает Nacamichi, но также очень хорошие деки делали: Revox, Tandberg, Eumig и т.д.

Хороших усилителей было произведено очень много. Здесь я приведу рекомендации Stephen Sank, в чем-то они спорные и неполные, но в целом я присоединяюсь.

«My personal recommendations(in random order, and as my poor memory can recall models):

  • Receivers:
    • Nak SR-2, 3, 4 (1985)
    • Nak 730 (1978)
    • Nak TA-3, 4 (1987)(some reliability issues)
    • McIntosh 1700 (1968-72)
    • McIntosh 1900 (1970ish-74ish)
    • McIntosh 4100 (1982-86)
    • Sansui G-33000, 22000, 9700, 9000, 8700DB, 8000, etc. (1979-81)
    • Sansui 9900Z, 7900Z (1982) (blow up once in a while, but still worth having)
    • Tandberg TR2075 (1980ish)
  • Integrated amps:
    • McIntosh MA6200, 6100, 5100 (70’s-80’s)
    • Sansui AU20000,11000, AU-D11, AU-D9 (1979-81)
  • Preamps:
    • McIntosh C22, C11, C27, C29, C33(1962-84)
    • Nakamichi 410, CA-5(not CA-5II) (1976-86)
    • Apt Holman(«HP»)(killer phono stage for solid state) (1980ish-85)
    • Moscode Minuet, Minuet in A (mid 80’s) (I rebuild these into unbeatable)
    • Сonrad-johnson PV-5, 9, 11, 12, Premier 10, PF-2
    • Marantz 7(7C) (1962-68)
    • Spectral DMC series(any) (80’s-present)
  • Amps:
    • Moscode 1000, 901, 600, 300, 150 (mid 80’s) (I rebuild these also, of course)
    • McIntosh MC275, 75, 225, 2300, 2105, 2100, 100, 2505, 250, 50, 1000, 500, 300(1962-98)
    • Nakamichi PA-5, 5II, 7, 7II, 620, 420(1976-88)
    • Marantz 9, 8B, 8, 500, 250, 240 (1962-70)
    • Spectral DMA series(any)(80’s-now)
    • Rowland(any)(really expensive)(80’s-now)
    • Aragon 8008, 4004 (late 80’s-current)(don’t like some speakers)
    • Adcom GFA535, 535II (80’s)
    • Conrad-johnson Premier 4, 8, 11A, MV52 (80’s-90’s)
    • Rotel RB970BX (90’s)
    • Acrosound (any) (50’s-64ish)
  • Tuners:
    • McIntosh MR71, MR65B, MR67, MR78, MR80 (1965-83)
    • Nakamichi ST-7, 430, 630 (1976-86ish)
    • Yamaha T-2, T-85, T-80 (1978-85)
    • Marantz 10B
    • Pioneer Elite F-99X(a recent discovery of a very nice ss tuner) (1990ish)
    • Sansui TU-X1, 9900 (1979-81)(I’m not as gaga about these as other people)
    • Adcom GFT-1A, 2, 555 (80’s)
    • Hafler DH330 (80’s)
    • Tandberg 3001A, 3011 (80’s)(see Sansui comment)
    • Revox B760 (80’s)

That’s about all I have time to write. Certainly there are many unintentional omissions, and many deliberate omissions(such as Audio Research, NAD, Luxman, Carver, etc.).
Stephen Sank, Owner & RCA Ribbon Mic Restorer Champlain Valley Speaker Company, aka Talking Dog Transducer Co.

В акустике есть такие легендарные производители, как Altec Lancing, JBL, WE, Goodmans, но также есть еще достаточно много АС, список которых может получиться не меньше, чем рекомендации Стефана Санка.

Также необходимо иметь ввиду цену аппарата и годы его производства: так аппарат 60-х, который стоил в ритейле меньше сотни, брать не имеет смысла — это ширпотреб, в 70-х, в зависимости от конкретных годов выпуска, меньше 200-500$ — тот же ширпотреб, но уже транзисторный, а в 80-е эта граница уже составляет 500-1000$.

Конечно, винтаж — это не панацея от всех бед, это — всего лишь еще один взгляд на воспроизведение музыки, который имеет место быть наряду с прочими, которые популярно описаны в «аудиомурзилках».
При сравнении современных аппаратов класса Hi-End с классическим старьем в глаза бросаются два крупных отличия:
Раньше значительно больше внимания уделяли вокальному диапазону, поэтому разрешение «в середке» у них значительно лучше.
Почему-то старая техника звучит более «живо» (если, конечно, не транзистор с лампой сравнивать), при этом частенько «грязнее». Только в сравнении замечаешь, что Hi-End производит музыку правильнее, но как-то формально — вроде все звуки есть, их даже больше, и они на месте, но выразительность пропадает. Это как сравнивать драм-машину с «барабанщиком» -хоть драм-машина играет ровнее, а ударник иногда в доли не попадает, но слушать интереснее живого человека!
Есть, конечно, еще такое немаловажное отличие, как «музыкальность», но это понятие чисто субъективное и для каждого свое, поэтому его я использовать не буду.

Но главным остается аудиофильский принцип, скрещенный с завещанием известного дедушки: «Слушать, слушать и еще раз слушать!».

Обязательно я должен сказать о такой бА-А-Альшой ложке дегтя в не менее большой бочке меда — это состояние аппаратов и их живучесть. Не секрет, что любая техника имеет ограниченный ресурс работы, и старая техника подходит, подошла, или уже переступила этот ресурс. Но это, конечно, очень зависит от условий хранения/эксплуатации. Если аппарат стоял у бережливого меломана, который регулярно, но не чрезмерно слушал музыку и проводил хотя бы минимальное обслуживание (тряпочкой протирал переднюю панель и контакты), то при надлежащем профилактическом обслуживании он прослужит еще долго. Но если аппарат работал круглосуточно в студии несколько лет, то, скорее всего, он убит (тем более, что списывали со студий уже исчерпавшие свой ресурс аппараты, изредка при переходе на новый техпроцесс) и, если еще даже работает, поверьте, скоро перестанет. Отдельного упоминания заслуживает ламповая техника — она, как правило, старее, плюс режим работы у нее не такой щадящий, как у транзисторной техники (сильная разница в рабочей температуре и комнатной). Да еще и небольшой ресурс ламп — их обязательно придется менять. Собственно, это и есть основная причина того, что эта техника так дешево (относительно) стоит, ведь если пересчитать ритейл-цены в тех долларах на сегодняшние, то получаются очень даже кругленькие суммы.

Главная проблема у старья — грязь! Ладно, на передней панели, но она еще и на контактах, в переключателях и потенциометрах. Вторая проблема -состояние металла на различных контактах, дело в том, что металл стареет, появляются микротрещины, окислы, от внешних воздействий меняется структура. А в те времена частенько использовали разъемы/зажимы вместо пайки, а это сильно влияет на звук, но их достаточно просто поменять или пропаять. Также может портиться пайка — появляются трещины и окислы.

Третья очень важная и наиболее ресурсоемкая проблема — выходят из строя комплектующие. Самое частое — лампы, но это все знают, и достать их достаточно легко. Дальше идут электролиты (могут сохнуть), резисторы (могут поплыть номиналы), ломается механика (ЛПМ, подшипники и т.д.). Оптимально менять на оригинальные NOS комплектующие, но достать их сложно и недешево. Остается другой путь — заменить на новодельные «аудиофильчатые», но это дорого и непросто. Объясню, почему. Многие думают: засох электролит, ну и ладно, я сейчас самые дорогие «ворота» поставлю, и проблема решена. Но, к сожалению (или к радости), это не так. Все крупные фирмы в те далекие времена имели достаточно большие КБ, которые не чай пили или в шахматы играли, а создавали новые модели, причем все равно новые модели достаточно редко выпускались. Это было потому, что главной задачей у разработчиков было не удешевление, или изменение дизайна (как в современных фирмах), а создание новой модели со своим музыкальным почерком. Изделие обязательно должно было «звучать» (слишком уж трепетно тогда относились к своей репутации), причем оно (изделие) должно быть хорошо повторяемо (это же производство) и надежно (опять таки репутация). Естественно, что все комплектующие подбирались «на слух». Поэтому при замене комплектующих на «неродные», по крайней мере, вы можете разрушить тот почерк, который создавался для этого устройства, а что хуже — исказить музыкальную картину. Придется долго на слух подбирать необходимую замену, но, возможно, вам даже удастся улучшить оригинальное изделие!

Поэтому умение пользоваться отверткой и ватой — это неотъемлемое качество любителя старья. А лучше всего еще и уметь паяльником орудовать.

Напоследок расскажу еще одно свое наблюдение. Музыку лучше всего слушать на аппаратуре (хорошей, естественно) тех годов, в которых она записана. Так, пластинки на 78 оборотов лучше и красивей всего звучат на технике 30-40-х, так как они и по частоте хорошо друг к другу подходят, так и по «характеру»; джаз, вокал 50-60-х во всех его проявлениях лучше слушается на сочетании «бумага+лампа», коих техника 60-х может предложить в огромном количестве, а рок, панк и т.д., соответственно, хорошо идут на аппаратуре 70-80-х.

Jeen

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *