Аудиофилы и mp3 — 154

Цифровое аудио от А до Я

Путаетесь в терминах, используемых для описания аудиоустройств? Мы создали краткое руководство, которое поможет вам в них разобраться.

Хотите погрузиться в великолепный (и иногда ошеломляющий) мир аудио высокого разрешения? Вам предстоит многое узнать об этом мире, но бесконечные аббревиатуры и термины могут запутать, так что текст покажется лишь набором слов.

Беспокоиться не о чем. Мы в Sony позаботимся о том, чтобы вы получили все необходимые знания об аудио высокого разрешения, стали настоящими специалистами, научились разбираться в тонкостях терминологии и могли наслаждаться превосходным звучанием только лучшей музыки.

Ниже вы найдете список основных терминов, которыми пользуются убежденные аудиофилы, говоря о технологии аудио высокого разрешения, а также их определения.

Hi-Res Audio/Аудио высокого разрешения

Аудио высокого разрешения обычно означает цифровые записи с более высокой частотой дискретизации, чем в случае аудио-компакт-дисков и формата MP3. Эта технология обеспечивает намного более высокое качество звука, сохраняя больше данных, чем при преобразовании исходной студийной записи в MP3-файлы. Вот некоторые форматы аудио высокого разрешения: WAV, DSD, ALAC, FLAC и AIFF.

В чем различие? Существует два основных способа обработки/кодирования аудиосигнала в цифровые форматы — PCM и DSD. Если вкратце, редактировать проще PCM. Однако формат архивирования DSD используется в студиях звукозаписи, и есть мнение, что этот цифровой формат максимально близок к исходному аналоговому источнику. Ниже приводится более подробное описание каждого формата:

Direct Stream Digital — это метод цифровой записи, при котором аудиосигнал кодируется с применением импульсно-плотностной модуляцией, что цифровых носителях. Частота дискретизации этого аудиоформата составляет 2,8224 МГц или 5,6448 МГц, что в 64–128 выше по сравнению с частотой дискретизации аудио-компакт-дисков.

Импульсно-кодовая модуляция (PCM) — это основа цифровой звукозаписи, с помощью которой стандартный аналоговый аудиосигнал в цифровой. Это стандартный вид цифрового звука в компьютерах и компакт-дисках. Аналоговый сигнал сэмплируется через регулярные интервалы, а его амплитуда записывается как точка на цифровой шкале.

Формат с потерей данных удаляет часть информации из исходной цифровой записи, пытаясь сохранить исходное качество звука, насколько это возможно, при воспроизведении. Это характерно для аудиоформатов MP3 и AAC. Сжатый файл занимает намного меньше места, чем первоначальный, но при этом страдает качество.


Формат кодирования без потери данных позволяет хранить цифровое аудио без потери исходных данных или позволяет реконструировать их при воспроизведении. Аудиофайлы без потери данных в формате .lossless, как правило, больше, чем файлы, которые записываются с потерей данных. Но при этом достигается значительно лучше качество звука. Примеры аудиозаписей этого типа — файлы с расширением FLAC и Apple Lossless.

Определение понятия следует из названия: исходные данные без сжатия. Как правило, наилучшим качеством отличаются такие несжатые аудиофайлы, как WAV и AIFF. К недостаткам несжатого аудио относится то, что они занимают много места, и для открытия и воспроизведения таких файлов требуется большая пропускная способность канала.

Это стандартное обозначение соотношения частоты дискретизации и битовой глубины.

Это единица измерения частоты дискретизации, которая представляет собой число квантований аудиосигнала в секунду. Таким образом, чем выше количество кГц, тем лучше качество звука.

Битовая глубина цифровой записи определяет, какое количество разрядов (т.е. количества данных) используется для хранения каждого сэмпла аналогового сигнала. Битовая глубина напрямую соотносится с разрешением каждого сэмпла. Чем больше битовая глубина, тем выше качество звука.

Теперь, когда вы разобрались в тонкостях терминологии про аудио высокого разрешения, попробуйте найти примеры для каждого понятия.

Здесь можно найти любимую музыку в высоком разрешении.

Все о аудиофилах

07.07.2009 — Николай Горский радует нас новым очерком в двух частях о русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в разделе «Ваш Париж».

3.08.2007 — раздел «Ваш Париж» обогатился еще одним материалом Бориса Карпова — статьей о парижском музее Родена. Обновились также страницы Клуба переводчиков, преподавателей и репетиторов французского языка.

9.06.2007 — В разделе «Ваш Париж» мы продолжаем публиковать серию статей о достопримечательностях французской столицы. В центре внимания новой статьи — ультрасовременный квартал Дефанс, витрина новейшей французской архитектуры и строительной индустрии.

13.04.2007 — Обзор 10 основных замков Луары — краткий экскурс по самым знаменитым и наиболее посещаемым замкам Долины Луары, который поможет соприкоснуться с важной частью французской истории и, возможно, подтолкнет Вас присоединиться к 4 миллионам туристов, ежегодно посещающих эти края.

05.03.2007 — Бургундские вина: производство, традиции и праздники — Имидж Франции неотделим от французских традиций производства и экспорта самых разных алкогольных напитков – сухих белых и красных вин, шампанского, ликеров, коньяка, продуктов для производства аперитива. В разных регионах Франции есть своя «винная» специализация, свои традиции, которые складывались на протяжении веков, свои праздники и церемонии, посвященные Вакху. Сегодня мы расскажем о винах Бургундии.

14.02.2007 — «Мишель Шаль — жертва обмана» — Мишель Шаль (1793-1880) был ученым, членом французской Академии наук, автором многочисленных трудов по геометрии. Однако его национализм, а также страсть к автографам вовлекли его в конце жизни в странную авантюру.

06.02.2007 — «Последние дни Марии-Антуанетты» — На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья – белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шелковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у нее висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.

05.11.2006 — «Ультракороткая» история Франции — это типа шпаргалки, но не для сдачи экзаменов, а просто для ориентации в истории Франции. Она пригодится, например, когда вы путешествуете по Франции и посещаете ее достопримечательности разных эпох. Эта история поможет тут же перенестись в «ту самую» эпоху, сориентироваться во времени и лучше понять, в каком историческом контексте создавался или существовал тот или иной памятник старины.

10.04.2006 В разделе «Статьи о Париже» опубликован документальный очерк Николая Горского «Перечитывая «Трех мушкетеров»». Виртуальное путешествие по следам героев знаменитого романа тем более увлекательно, что текст проиллюстрирован многочисленными фотографиями автора очерка.
В разделе полезной информации обновлен материал, посвященный разным видам студенческих стипендий для обучения во Франции. Наконец, обновлены некоторые материалы в разделе Pages Jaunes (клуб преподавателей, репетиторов и переводчиков).

18.03.06 — Раздел Ваш Париж обогатился новым материалом для рубрики «Малоизвестный Париж» — Деньги не пахнут про последний парижский «веспасиан» — мужской туалет, конструкция которого была разработана древними римлянами-покорителями Галлии.

19.02.06 — В нашем разделе о Франции и Париже «Советы Туристам» обновлена страница информации о парижском транспорте.

16.02.06 — Предлагаем вниманию читателей окончание исторического очерка Г. Иванова об ордене Тамплиеров, в разделе об Истории Франции.
Кроме того, мы завершаем сегодня публикацию статистических материалов о Франции «24 часа из жизни Франции».
Несомненный интерес у туристов, готовящих свое путешествие во Франицию и Париж, вызовет своеобразный ориентатор по темам форума «Список гостиниц, обсуждавшихся на форуме». Он сопровождается картой Парижа с отмеченными на ней гостиницами, рейтинг которых определился в ходе дискуссий на форуме.

31.01.06 — Приятно отметить, что в обновлении материалов сайта принимают участие новые люди — авторы текстов и переводчики из числа постоянных посетителей форума Инфранс. Сегодня в разделе об Истории Франции опубликована первая часть очерка о тамплиерах, написанного Георгием Ивановым (ник frank).

05.12.05 — Сегодня мы публикуем первую часть подборки статистических материалов под названием «24 часа из жизни Франции». Статистика как социальная наука зародилась вскоре после Великой французской революции.

03.11.05 — Статистика посещения сайта и форума Инфранс постоянно растет. Это, конечно, не может не радовать, однако рост статистики порождает определенные технические проблемы, связанные с трафиком и необходимостью обеспечения быстрой и бесперебойной работы сайта и форума. Для решения этих задач мы приняли решение о переезде сайта и форума на новый сервер. «Новоселье» состоялось в конце прошлой недели.
Что касается содержания сайта, то раздел «Бизнес во Франции» пополнился весьма полезным материалом — статьей о приобретении недвижимости во Франции. В ближайшее время в этой рубрике появятся и другие информационные материалы.

20.09.05 — Рестораны в Париже — это, как говорится, особая песня. Как и Большие бульвары, площадь Согласия или музей Орсэ, парижские рестораны (не все, конечно, а лучшие из них) входят в список достопримечательностей Парижа, с которыми любознательный турист непременно должен познакомиться. Названия «Максим», «Тур д’Аржан» или «Пье де Кошон» говорят сами за себя, но не всем известно, когда и как на смену тавернам и кабачкам пришли рестораны и кафе.
В дополнение к уже имеющимся материалам на тему гастрономического Парижа мы помещаем сегодня статью «История парижских ресторанов».

01.08.05 — Раздел сайта «Регионы Франции» отныне будет пополняться материалами о ближайших пригородах французской столицы. Сегодня публикуется первый материал из этой серии – фотоочерк Бориса Карпова «Поездка в Шантийи». Фамильное поместье принцев Конде находится в 49 километрах к северу от Парижа. Оно прославилось великолепным музеем Конде с богатейшей коллекцией первоклассной живописи (три подлинных Рафаэля!), музеем Лошади и Пони, а также знаменитым. кремом-шантийи. Рассказ о Шантийи проиллюстрирован авторскими фотоснимками местных достопримечательностей.

28.07.05 — Прошло три месяца со дня трагической гибели основательницы и автора сайта Инфранс Неллы Петровны Цветовой. Те, кто много лет знал Неллу, и те, кто ни разу не видел ее в реале, но стал постоянным посетителем форума Инфранс, в одночасье осиротели. Их состояние лучше всех выразила одна форумчанка, назвавшая свой отклик на страшную весть коротким словом «Шок».
Первая мысль, которая многим пришла тогда в голову: обязательно нужно сохранить все, что сделала Нелла — сохранить сайт, законсервировать его, сохранить форум. Сейчас, по прошествии трех месяцев, ясно, что нужно продолжить проект Неллы Цветовой — развивать информационный сайт Инфранс и поддерживать в рабочем состоянии форум.
Думается, что это — самый лучший способ отдать дань уважения автору сайта. Таковым было и пожелание правонаследников — ее мужа и дочери.
Ближайшее будущее покажет, в каких конкретно формах будет развиваться сайт. Но нет сомнения в том, что это будет развитие авторских идей о справочно-информационном сайте, посвященном Франции.
Одним из проектов, задуманных Неллой, был проект Виртуального Музея. Суть его в том, чтобы предоставить посетителям сайта возможность совершить виртуальную прогулку по самым интересным музеям Парижа, познакомить в общих чертах с экспозицией музея, подсказать, что нужно увидеть там в первую очередь.
Сегодня мы предлагаем посетителям сайта Инфранс совершить виртуальную прогулку по залам парижского музея Орсэ. В экспозиции этого музея отражена художественная жизнь Парижа и Франции во второй половине XIX века — одного из самых плодотворных и интересных периодов в истории мирового искусства.

Администрация сайта Инфранс

Новые материалы в Доме Советов

Опыт работы au-pair во Франции и советы начинающим

История седьмая — история Саши
Саша
Вот и я решила написать свою историю. Прошло довольно много времени, не все подробности уже помню, но то, что врезалось в память — расскажу.
Сразу отмечу, что огромного количества разных вариантов у меня не было. Говоря откровенно, одно мне письмишко пришло — семья под Парижем — 3 зона, то есть полчаса до Данфера, двое детей, причем ухаживать нужно только за младшим, пятилетним мальчиком. Суббота-воскресенье — мои. Также среда после часа дня. Раз в неделю магазин, пылесос. Ну остальное как обычно — стирка, глажка, готовка, уборка.
Продолжение

Увидеть Париж и . рассказать!

Пара советов о Париже от Алексы
Я ездила в декабре 2004 года. Скажу что проучив французский в профильном вузе четыре года (вы наверное помните все это тексты «La Promenade A Travers Paris» в Поповой, Козаковой и иже с ними))). И естественно мне все уши прожужжала француженка Парижем, его монументами и музеями, но будучи студенткой об этом путешествии не могла и мечтать, не говоря уже о том, что читаю всякую классику и современность в оригинале и сносно говорю и уж все понимаю что говорят они) . И вот теперь, став самостоятельной барышней, накопив нн-ую сумму денег (те с трудом оттаскивая себя от витрин со шмотками, косметикой, книгами, и не позволяя себе ресторанов-кофеен) несколько месяцев, я рванула в Париж.
Читать дальше!

Замуж за рубеж
Мысли наших «русских жен»

Реймские пожарники
Ирина
Сегодня утром наш дом был разбужен жалобным гудением пожарной машины, которая никак не могла развернуться в узком пространстве двора. Мы вышли на балкон.
Любопытствующие соседи толпились на улице. Полиция в голубых рубашках слонялась вокруг пожарников. Пенсионер с похожим на шар спаниелем суетился возле полицейских и что-то объяснял им жестами, показывая на окна последнего этажа. Консилиум занял примерно час, в течение которого пожарники успели сделать пять попыток применения раздвижной лестницы – ее длины никак не хватало. Каждое последующее перемещение машины на полметра в сторону требовало нового складывания и раскладывания лестницы. Скучно никому не было. Вожделенное окно было далеко, как звезды. Дальше!

Мои французские университеты
или Хроника одного несостоявшегося брака
Ирина
Убирайся в свою Россию, я тебя ненавижу! – орало мне в лицо четырехлетнее существо. Его глаза злобно метали молнии, искаженный рот извергал ругательства в лучших традициях французской буржуазии…
«М-да, — подумала я, — приехали. Ну, здравствуй, Франция…».
Любимый, расположившись на диване, пока еще спокойно смотрел телевизор, но по выражению его лица можно было легко догадаться, что сейчас будет. То есть, в общем, ничего нового — все, как обычно: попытка установления мира с помощью переговоров, а затем его достижение с помощью военных действий. Словом, все как в мировой политике… Дальше!

«Шекспир и Ко»
Никитина Ольга, ИнФранс, 2005
Нотр-Дам, Лувр, Эйфелева башня…. — к счастью, это не все достопримечательности Парижа, и к несчастью, с остальными его богатствами туристам, как правило, познакомиться не удается из-за нехватки времени.
Быть в Париже и не иметь экскурсовода, иногда может быть большой удачей, т.к. позволяет открыть гораздо больше нового, особенно если вы личность творческая, интересуетесь литературой и искусством, и тем более, если вы сами, как говорят французы – artiste.

Наши женщины и дети за рубежом
Ольга Маховская
Часть 1 — Самая молчаливая и терпеливая
Шесть лет назад я начала свой проект по изучению особенностей адаптации детей российских эмигрантов во Франции. Посмотреть, как живут российские семьи в западных странах в условиях резких социальных изменений, мне было важно для того, чтобы понять, что делать нам с нашими детьми здесь, в России. Ведь в каком-то смысле мы все оказались в эмиграции в своей собственной стране. В задачу моего исследования входило собирание и систематизация историй жизни российских детей за рубежом. Цель — увидеть весь спектр проблем и варианты стратегий воспитания детей, с которым сталкивается россиянка, решившаяся на эмиграцию в эту страну. Это исследование было продолжено в США, в 2001-2002 годах, о чем я расскажу позже. Читать дальше
Часть 2 — Эти разные женщины
Среди тех, кто знаком с проблемами русской эмиграции, нет единства в оценке способности женщин к адаптации в новой стране: одни считают, что в условиях резких перемен женщины более социабельны, предприимчивы и успешны. Другие — что женщины, как и дети, составляют наиболее уязвимую часть мигрантов.
Мне кажется, что противоречивость этих мнений отражает разнообразие женских характеров и основные типы жизненных стратегий за рубежом. Зависимые, инфантильные женщины, видящие в замужестве решение своих проблем, выбирают прежде всего мужа. В разговоре со мной директор последней работающей церковно-приходской школы госпожа Левандовская недоуменно спросила: «Я не понимаю, зачем нашим мамашам психолог, они и сами прекрасно знают, за кого выйти замуж». В известном смысле она права: психолог — хороший помощник для людей самостоятельных, для людей зависимых — это только головная боль или временный допинг. Женщины эмансипированные в большей мере переживают и гордятся своими профессиональными успехами, как и успехами своих мужей. Женщины зависимые любят при случае щегольнуть статусом мужа, терпя любые отношения в семье, рассматривая их как ежедневный взнос за право его использовать, для них важна формальная защищенность. Женщины самостоятельные в гораздо большей мере предъявляют претензии к качеству отношений, чем к статусу, понимая, что они являются такими же носителями статуса, как и их супруги. Эти отношения, безусловно, транслируются и на детей. Читать дальше!

Часть 3 — Что происходит с детьми в эмиграции?
Даже при самой благоприятной ситуации в новой семье дети тяжело переживают разрыв с родственниками, которые остались на родине.
Все ускользающее вдаль и для взрослого окрашивается в яркие тона. Детская ностальгия еще ярче. Если же отношения с отчимом не складываются, ребенок несет непомерный груз. Вначале ему хочется вернуться с мамой домой, потом, когда становится ясно, что вояж затягивается, и, будучи привязан к маме, он должен провести здесь несколько лет, если не всю жизнь, в планы ребенка начинают входить фантастические побеги, нереальные ситуации, в результате которых он и его мама наконец освободятся от тяжелой зависимости. Стоит ли говорить о том, какие это бывают фантазии? И, наконец, наступает момент, когда по ту сторону баррикады оказывается и самый родной человек на свете — мама, которая так и не признала невозможность такой жизни, не смогла сопротивляться. Читать дальше!

Как стать счастливой заочно? Секреты брачного бизнеса
Инструкция для клиентки международного брачного агентства
Ольга Маховская
Хотя брачный бизнес имеет сомнительную репутацию, заочные браки становятся все более частыми. Тому есть несколько объективных причин, которые вряд ли потеряют свою актуальность в ближайшие десятилетия в России. Нехватка мужчин, тем более качественных партнеров, выросшая самооценка россиянки, сложность знакомств в больших городах, желание действительно выбирать, а не вестись на выбор мужчины, наконец, просто нарастающая мода иметь сетевого друга. Абсолютно все поисковые машины имеют раздел «Знакомства», то есть предлагают пофлиртовать или познакомиться с новыми друзьями. Заочное знакомство стало таким обыденным, что, я уверена, большинство пользователей интернета имели в своем опыте хотя бы один эпизод заочного знакомства с видами на более продолжительные отношения. Цифры показывают, что за последние два года количество женщин-пользователей в сети выросло на 40 процентов. Вместе с западными технологиями и праздниками, мы начинаем усваивать их стандарты предприимчивости и широкого выбора в личной жизни. Уже накопивший опыт заочного замужества показывает, что коэффициент полезного действия брачных агентств невысок – 15-20 в лучшем случае. Это значит, что из 10 заочных браков только 1-2 удается уцелеть. Успешные невесты говорят, что на поиск брачного партнера в среднем уходит 2 года. Предстоит тяжелый марафон — интеллектуальный и эмоциональный. Информированность – основа успеха любого поиска. Читать дальше!

Заметки о Франции
Все о Чехии на русском языке — The Czech Walker
Московия — о России для французов
Италия по-русски
Русские в Бельгии — сообщество русских в Бельгии, форумы
Обучение.ру — образовательный портал
Удивительный Китай — все о Китае на русском
Проект Италия — об Италии с любовью

Наушники для аудиофила: QC35 и QC25 от Bose

Качественные наушники — мечта многих любителей музыки. К сожалению, их не так много на рынке, и даже у хороших наушников могут быть недостатки — например, от некоторых устают уши или не хватает каких-либо функций. Как любители хорошей музыки и удобных устройств для ее прослушивания, команда Madrobots следит за новостями рынка портативного звука.

Сегодня хочу рассказать о двух отличных моделях наушников от компании Bose. Одна модель проводная, другая работает без проводов. Но обе — и удобные, и обладают качественным звучанием. Речь идет о Bose QC35 и QC25.

Bose QuietComfort 35

Беспроводные наушники QuietComfort 35 по праву считаются одними из лучших среди моделей с шумоподавлением. Качество видно уже при распаковке. Компания всегда выделялась своими аксессуарами — сделано все стильно и со вкусом.

В комплекте — наушники, 2,5-3,5 мм кабель, чехол для наушников и USB-кабель.

Сами наушники достаточно тяжелые — тяжелее, чем проводная модель (309 грамм против 195 грамм). Но не настолько, чтобы доставлять дискомфорт.

Органы управления музыкой располагаются на правой чашке — это кнопки регулировки громкости, перемотка, play/pause и кнопка ответа на вызов. Уже через пару к наушникам быстро привыкаешь, неудобств при работе с ними не возникает.

image

Это сложно объяснить, но наушники действительно удобные. Качество музыки — отдельный вопрос, комфорт же нужно прочувствовать. Можно попробовать надеть другие наушники, а потом использовать эти — разница будет ощутимой.

Оголовье наушников сделано относительно широким и покрыто замшей. Во время долгого перелета, в офисе, во время работы — носить их можно везде. Наушники можно назвать конструктором, поскольку большинство элементов можно заменить. Например, если кабель перегибается или рвется, можно купить новый. Амбюшуры сильно износились? Тоже не проблема, можно установить новые, аккуратно надавив на все защелки. Конструкция прочная, ломаться не должна.

Что касается шумоподавления, то никаких посторонних шумов при прослушивании музыки в этих наушниках не слышно. В принципе, отсутствие провода никак не влияет на качество воспроизведения музыки. В некоторых моделях других производителей есть определенные проблемы, связанные с отсутствием проводов (какие-то помехи и т.п.). Здесь же ничего подобного нет.

К телефону наушники подключаются по Bluetooth. Кстати, модель не поддерживает стриминг через Bluetooth APT-x, так что стоит иметь это в виду.

Аккумулятора хватает примерно на 20 часов работы. Он встроенный, в отличие от предыдущих моделей, где использовались ААА-аккумуляторы. 20 часов — это, конечно, максимум, которого можно достичь в оптимальных условиях. В обычной ситуации заряда хватает на 16-17 часов, что тоже хороший показатель.

image

Что касается звука, претензий нет. Диапазон воспроизводимых частот очень широкий, звук насыщенный, богатый и глубоким. Высокие и низкие частоты воспроизводятся одинакового хорошо, без замечаний.

В наушниках можно наслаждаться вокальным пением, гитарной и любой другой музыкой — благо средние частоты позволяют это делать.

Bose QC35 некоторые называют лучшими беспроводными наушниками с шумоподавлением 2016 года. Но и в 2017 году они занимают верхние строчки рейтинга.

Что в этих наушниках стоит выделить?

Нам кажется, что вот это все:

  • Почти идеальное шумоподавление
  • Отличный микрофон — качество звука при разговоре отменное
  • Не слишком тяжелые и комфортные
  • Продолжительный автономный режим.

Минусы?

  • Пожалуй, отсутствие APT-x и это все.

Характеристики :

  • Материал: пластик, кожа
  • Поддержка Bluetooth: есть
  • USB-порт: есть
  • Встроенный аккумулятор: есть
  • Длина кабеля: 1,2 м
  • Размеры: 180 x 170 x 81 мм
  • Вес: 309 г.

Где купить? В России наушники Bose QC35 доступны в Madrobots.

Bose QuietComfort 25

Это уже проводная модель, которая также выделяется среди всех остальных наушников. Не только потому, что QC25 оснащены классной системой шумоподавления, но и благодаря широкому диапазону воспроизводимых частот. Мне кажется, что в этих наушниках компания Bose превзошла сама себя.

В комплекте — наушники, чехол, самолетный адаптер, документация и батарейка ААА. Кабель здесь с одной стороны 3,5 мм, с другой — 2,5 мм.

Я обратил внимание, что большинство моделей наушников компании — серые. Но Bose QuietComfort 25 отличается именно тем, что здесь есть элементы, окрашенные в другие цвета, преимущественно черный и синий. Не исключено, что при выборе наушников это сыграло не последнюю роль.

Наушники сидят отлично, давление почти не чувствуется. Держатся они крепко, так что их смело можно использовать во время бега или занятий в спортивном зале. Вкладки изнутри покрыты материалом типа искусственной замши. Это хороший ход, поскольку материал этот приятен на ощупь, плюс устойчив к внешним воздействиям.

Наушники складываются, их можно легко перевозить или переносить. Для подключения используется 2,5 мм кабель, который можно без проблем заменить в случае повреждения или утери. На комплектном проводе есть небольшой пульт с несколькими кнопками, при помощи которых можно управлять воспроизведением музыки. Кнопки удобные, найти их можно наощупь.

Несмотря на то, что наушники проводные, здесь используется батарейка. И да, «батарейка» — правильное слово. Вместо аккумулятора разработчики решили добавить обычную ААА-батарейку, которой хватает на 35 часов работы устройства. Элемент питания нужен для работы системы активного шумоподавления, чем и отличаются эти наушники.

Лично для меня привлекло то, что музыку в них можно слушать даже при небольшой громкости в шумных местах. Конечно, на фабрике с механическими молотами, штампующими металл и в Bose QuietComfort 25 ничего не будет слышно. Но на улице, транспорте — все ок, проверено. Благодаря тому, что они складные, их можно носить даже в кармане верхней одежды (в джинсах, однако, не получится).

Качество звука здесь почти идеальное. Включая любую мелодию, можно надеяться на глубокий и чистый звук. Bose QC25 — универсальная модель, которая позволяет и музыку послушать с комфортом, и от внешнего мира отгородиться. Большинство моделей других производителей позволяет сделать либо первое, либо второе, в случае с QC25 это удачное комбо. Здесь также есть система Active EQ, которая автоматически подстраивает звук под то, что слушает пользователь. То есть режимы типа «кино, джаз, классика» и т.п. регулируются в автоматическом режиме.

  • Работает от ААА-батарейки
  • Есть 3 функциональные кнопки
  • Система активного шумоподавления.

Минусы:

Сторонние шумы высоких частот все же пробиваются. Если, например, сесть рядом с шумным ребенком в метро, его все же будет слышно (проверено на личном опыте). Так что старайтесь избегать людей с высокими голосами.

  • Вид: наушники с микрофоном, мониторные
  • Подключение: с проводом, совместимы с iPhone/Android (2 разные модели)
  • Тип наушников: динамические
  • Система активного шумоподавления: есть
  • Вес: 195 г
  • Конструкция: складная
  • Тип кабеля: отсоединяемый
  • Подключение кабеля: одностороннее
  • Разъем наушников: mini jack 3.5 mm
  • Форма разъема наушников: L-образный
  • Тип элементов питания: ААА
  • Продолжительность работы от аккумуляторов:
  • 35 ч
  • Особенности: сменные амбушюры, адаптер для самолета.

А где купить эти чудо-наушники?
Конечно, у нас в Madrobots. Есть два варианта — для Android и для iPhone.

УМЗЧ.РФ

Мифы о ламповых усилителях.

Ламповый усилитель не может питаться напрямую от электрической сети.

Поэтому ставится преобразующий трансформатор 220 Вольт / …220 Вольт! Разумеется во вторичной обмотке бывает и больше 220, и меньше 220, в зависимости от выбора ламп и их режима. Но, согласитесь, довольно часто ламповые усилители запитываются от выпрямленного 220 В ( т.е. постоянного 295…305 В — в зависимости, сколько у кого в розетке). Так, зачем в Hi-End аппаратуре, позиционирующей принцип «как можно меньше деталей в звуковом тракте» этот «лишний» элемент?!

Представьте себе на минутку (придержите контраргументы пока), какие плюсы появятся у такого лампового усилителя. Итак, наверное уменьшиться стоимость самого аппарата (прикидывайте на сколько, если усилитель, допустим средней мощности и класс «А»). Вес. Значительно облегчиться такой УМ. Свободного места станет больше — однозначно. Нет силового трансформатора — нет наводок! Аргумент весьма впечатляющий. У кого ламповые усилители имеют свойство «фонить» (пускай даже самую малость), согласятся, что без «фона» было бы лучше. Комфортнее, так сказать. Гудеть и греться станет нечему. Что ещё? Тогда самый «убойный» аргумент: ваш усилитель не будет зависить от запаса мощности этого самого силового трансформатора. В вашем распоряжении вся ближайшая подстанция! Динамика звука будет максимально возможная для данной схемы вашего усилителя.

Минутка прошла. Минусы. А вернее один минус, единственный, кстати. Но, минус с большой буквы — «Фаза»!! Опаснейшая штука для здоровья людей и самочувствия электроники. Однако, все пользуются компьютерами и ноутбуками. И в них имеется импульсные блоки питания, с пресловутым непосредственным питанием от электросети. Так там имеется «гальваническая развязка», скажете вы. А кто Вам, простите, мешает поставить в Ваш ламповый усилитель эту самую «гальваническую развязку». Кроме того, в любом ламповом усилителе она частично реализована. Не верите?! Вспомните выходной (звуковой) трансформатор. Сколько там вольт приходит на первичную обмотку? В среднем 300 Вольт, а то и больше. Но ведь никто не кричит «Нельзя!». Ставят и успешно пользуются практически все владельцы ламповых усилителей. Надеюсь, логическую цепочку продолжать не стоит, на тему «как сделать гальваническую развязку всей схемы», а не только по её «выходу».

Для тех, кто сомневается в пользе «лишней детали, вносящей дополнительные фазовые/частотные и прочие искажения», привожу рабочую схему такого вот усилителя:

shema_mosheva_s_izm.drayverom2

Собственно, схема представляет собой «мостовое» включение двух идентичных усилителей. Этакий ОТЛ наоборот. Что это даёт? Снижаются требования к пульсациям питающего напряжения. Снижаются общие искажения, так как работающие в противофазе усилители компенсируют не только пульсации питающего напряжения, но собственные (вносимые каскадами) искажения. А так как выходной каскад выполнен по топологии «cascode circuit-SRPP — Shunt Regulated Push Pull (СРПП, каскад с ди­намической нагрузкой), то в выходном трансформаторе отсутствует постоянная составляющая (те пресловутые 300 Вольт анодного напряжения). Нет подмагничивания железа — нет специфических искажений, присущих классическим схемам. Во всяком случае, не надо применять специальные меры борьбы с этим вредным явлением. Что упрощает требования к выходному трансформатору. Кроме того, такая топология обещает лучшие качественные характеристики. Входной (драйверный) каскад так же выполнен «двухэтажным». Драйверные каскады такого вида довольно часто применяются в ламповой технике. А вот в выходном каскаде значительно реже. Дело в том, что выходная мощность снимаемая с такого каскада -«каскода» в четыре раза ниже двух классически запараллеленных ламп. Поэтому, кого интересует КПД усилителя, в первую очередь (например фирм-производителей бытовой техники), а качество — во вторую, данная схемотехника не подойдёт по определнию. Тем не менее, максимальная выходная мощность у данного усилителя вполне достаточная, что бы раскачать даже АС с небольшой чувствительностью. И составляет 8 Вт. С акустическими же системами чувствительностью более 90 Дб/Вт/м это более чем достаточный запас. Напомню, что «ламповые Ватты» звучат несколько громче (если так можно выразиться), чем «транзисторные».

Для того, что бы сигнал поступал в противофазе на вход усилителя использован наиболее симметричный из существующих видов Фазоинвертора — трансформатор. Его коэффициент трансформации выбран 1:2+2 под стандарт СиДи (2 В эфф.). Таким образом входной трансформатор выполняет три функции: является фазоинвертором, согласующим трансформатором и выполняет функцию…»гальванической развязки». Вход усилителя представляет собой симметричную линию (балансное подключение).

Схема усилителя размещена в корпусе натурального дерева, который имеет лаковое покрытие. Отсутствуют какие либо экраны. Схема не нуждается в подстройке режимов или какой либо балансировке. Подбор пар (исправных) ламп не требуется. В драйвере использованы лампы 6Н9С. Тее, кто предпочитает «аналитическое-нейтральное» звучание более «музыкальному-ламповому» окрасу могут заменить эти лампы на 6Н8С (без изменения номиналов резисторов). Звук приобретёт «тот самый ламповый» оттенок звучания, который нравиться большенству пользователей музыкальных записей. Следует помнить, что коэффициент усиления ламп 6Н8С в два раза ниже 6Н9С, что приведет к уменьшению выходной мощности в два раза и составит 4 Вт. В выходном каскаде использованы «тугие» лампы 6Н13С всё той же «октальной» серии. Поэтому, оптимально начинать прослушивание музыки необходимо после 90 минут (!) после включения усилителя. Именно через такой промежуток времени усилитель начинает «звучать_как_надо».

um_srpp_6n5s

На фотографии представлен усилитель №5, выполненный по этой схеме. Вместо выходных ламп 6Н13С использованы 6Н5С. Выходная мощность -7.5 Вт (8 Ом).На этих лампах режим «Супер_заиграл» начинается по раньше — после 60 минут.

Дополнительную информацию (намоточные данные согласующих трансформаторов и варианты применения готовых трансформаторов в качестве выходных и пр.) можно найти в журнале «Радиоконструтор» №2, за 2014 год, стр.6-9.

В качестве выходных трансформаторов использованы ТАН-104.

Входные намотаны на железе от ТВЗ-Ш. 800-(1)+2х800 (2) диаметром 0.07, Ктранс — 1/(1+1).Кол-во витков можно пропорционально увеличить. Диаметр провода и железо так же можно увеличить.

Обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры

а – принципиальная схема б – график генерируемого напряжения

До включения напряжения источника конденсатор полностью разряжен и напряжение на нем равно нулю. На графике (рис. 5.14, б) это соответствует точке 0 в начале координат. Как только включается источник, конденсатор сразу же начнет заряжаться через резистор R, а напряжение на нем возрастает. Скорость этого возрастания обратно пропорциональна величинам сопротивления резистора и емкости конденсатора, а количественно будет определяться так называемой постоянной времени цепи, равной произведению RC (разумеется, в соответствующей системе единиц).

Но, независимо от постоянной времени и от величины приложенного напряжения, характер возрастания напряжения на конденсаторе всегда будет оставаться одним и тем же – оно будет возрастать по экспоненте. На рисунке она выглядит как кривая, идущая от начала координат через точки А и Б и дальше направо за пределы чертежа в бесконечность.

Лампа VL называется неоновой как раз потому, что ее колба внутри наполнена сильно разреженным инертным газом – неоном, который в «нормальном», неонизированном, состоянии электрический ток не проводит, а стало быть представляет собой бесконечно большое сопротивление. Даже если к лампе приложить некоторое небольшое постоянное напряжение, не приводящее к возникновению процесса ионизации газа, картина не изменится. А изменится она тогда, когда приложенное напряжение вызовет процесс ионизации, в результате чего через лампу потечет электрический ток, после чего ее сопротивление перестанет быть бесконечно большим и примет некоторое реальное значение.

Дальнейшее, даже ничтожное, увеличение напряжения вызовет лавинообразное возрастание тока, сопровождающееся, во-первых, возникновением свечения неона и, во-вторых, очень резким падением внутреннего сопротивления лампы. И если в ее цепь не включить защитный ограничительный резистор, произойдет короткое замыкание источника через лампу, после чего источник придется ремонтировать, а лампу – выбросить.

Итак, вернемся к нашей схеме и еще до включения источника замкнем тумблер S, т.е. подключим лампу параллельно конденсатору. Поскольку ее сопротивление в исходном состоянии бесконечно, можно считать, что, даже замкнув тумблер, мы к конденсатору ровным счетом ничего не подключили.

Теперь включаем напряжение источника и наблюдаем за ростом напряжения на конденсаторе. В строгом соответствии с требованием теории этот рост будет происходить по экспоненте от самого начала координат аж до точки А на нашем графике. А почему не дальше? А потому, что в точке А напряжение на конденсаторе достигнет величины а это напряжения зажигания U зж неоновой лампы, после чего внутри нее начнется уже описанный процесс, внутреннее сопротивление лампы станет очень маленьким и оно попросту замкнет накоротко конденсатор. Конденсатор, естественно, тут же полностью разрядится через лампу, напряжение на нем сразу же упадет до нуля, а весь этот скоротечный процесс найдет свое отображение на нашем графике в виде отрезка А – В.

Но одновременно с этим упадет до нуля и напряжение на лампе. Она, естественно, погаснет, ее сопротивление снова возрастет до бесконечности, а поскольку напряжение источника от схемы никто не отключал, то конденсатор снова как ни в чем ни бывало начнет заряжаться по экспоненте, но теперь уже не от точки 0 до точки А, а от точки В до точки Г, поскольку время не стоит на месте, а движется от точки 0 вправо по горизонтальной оси нашего графика.

И когда напряжение на конденсаторе снова дорастет до значения U зж (т.е. до точки Г на графике), процесс полностью повторится и будет самостоятельно повторяться неограниченное число раз, оставляя на нашем графике след в виде кривой, внешне очень напоминающей зубья пилы. Возможно именно поэтому переменное напряжение, самостоятельно генерируемое нашей простейшей схемой, и назвали пилообразным.

Этот простейший генератор открывает собой целый ряд так называемых релаксационных генераторов , в числе которых очень распространенным и широко применяемым является блокинг-генератор . До появления и широкого внедрения специализированных микросхем он являлся, пожалуй, единственным задающим генератором в схемах кадровой и строчной разверток всех телевизоров и видеомониторов. Такое предпочтение отдавалось блокинг-генераторам из-за их способности легко синхронизироваться, т.е. устанавливать свою собственную частоту генерации, в точности совпадающую с частотой внешних так называемых синхроимпульсов.

Типовая схема блокинг-генератора на транзисторе приведена на рис. 5.15.

Рис. 5.15. Типовая схема блокинг-генератора на биполярном транзисторе

Существует немало разновидностей этой схемы, но все они объединяются одним общим названием – мультивибраторы .

На рис. 5.16, а приведена схема обыкновенный двухкаскадного усилителя напряжения на транзисторах, работающих по схеме с общим эмиттером.

Рис. 5.16. Схема симметричного мультивибратора:

а – иллюстрация принципа работы б – общепринятое начертание схемы мультивибратора

Известно, что каждый каскад изменяет фазу подводимого сигнала ровно на 180° (переворачивает), поэтому возле каждой базы и каждого коллектора на рисунке это изображено значками «+» и «–», которые соответствуют положительной и отрицательной фазам. Видно, что фазы сигнала на входе и на выходе усилителя совпадают. И если теперь соединить между собой вход и выход усилителя, как это изображено на схеме пунктирной линией, то усилитель немедленно превратится в генератор с самовозбуждением.

Рис. 5.16 иллюстрирует общепринятое начертание схемы мультивибратора.

На рис. 5.17 приведены графики зависимости коллекторных напряжений от времени для обоих транзисторов мультивибратора.

Рис. 5.17. Форма генерируемого напряжения:

а – на коллекторе 1-го транзистора б – на коллекторе 2-го транзистора в – при скважности, не равной 1

Чем больше сопротивление резистора и емкость конденсатора, тем больше постоянная времени и, соответственно, длительность паузы или другими словами – ниже частота собственных колебаний мультивибратора. А это в свою очередь позволяет, изменяя величины R и С, в широких пределах изменять собственную частоту генерации мультивибратора.

Выше было сказано, что рассмотренный мультивибратор является симметричным. Это означает, что время зарядки и время разрядки входящих в схему конденсаторов одинаковы, а потому верхняя («положительная») и нижняя («отрицательная») половинки импульса симметричны.

Эта форма будет симметричной, если будут равны между собой сопротивления обоих резисторов и емкости обоих конденсаторов, а оба транзистора – одного и того же типа и притом с одинаковым коэффициентом усиления.

А если, к примеру, сопротивление одного из резисторов взять поменьше, а одну из емкостей чуть больше, то тогда у двух RC-цепей окажутся разные постоянные времени и длительности двух соседних пауз окажутся разными. Это неизбежно приведет к изменению формы генерируемого напряжения, которая станет такой, как показано на рис. 5.17, в. И если длительность одной паузы обозначить через Т1, а другой – через Т2, то их отношение будет характеризовать уже известный читателю параметр генерируемого импульсного напряжения – скважность, т.е. отношение периода Т к длительности импульса τ. А если эта скважность будет равна двум, т.е. период в два раза больше длительности, то про этот частный случай принято говорить, что схема генерирует меандр.

Существует и много других схем мультивибраторов (например, «ждущие» мультивибраторы).

Детекторы АМ-сигналов. Детектирование – это процесс обратный модуляции, т.е. детектор должен с минимальными искажениями выделить и сохранить именно составляющую напряжения пульсаций модулированного ВЧ-колебания, отделив ее от ненужной постоянной составляющей и остатков («обрезков») синусоиды ВЧ-несущей.

Сегодня применяется исключительно диодное детектирование с использованием специальных полупроводниковых детекторных диодов. Чаще всего это точечные диоды, рассчитанные на небольшие токи (порядка единиц миллиампер), небольшие обратные напряжения (порядка единиц-десятков вольт) и достаточно высокие граничные частоты (от единиц мегагерц до единиц гигагерц).

Схемы детекторов существенно различаются между собой в зависимости от вида модуляции сигнала, подлежащего детектированию. Рассмотрим вначале детектор АМ-сигналов как наиболее простой. Классическая схема такого детектора приведена на рис. 5.18.

Рис. 5.18. Схема детектора АМ-сигналов

На резисторе нагрузки R н выделяется верхняя или нижняя (в зависимости от полярности включения диода VD1) половина модулированного сигнала, содержащая три составляющие сложного сигнала. Это: в явной форме положительные или отрицательные полуволны сигнала несущей (показаны частыми вертикальными линиями), некоторая усредненная по величине постоянная составляющая и в неявной форме так называемая «огибающая» (показана пунктирной линией), т.е. низкочастотная составляющая модулированного сигнала, которая, собственно говоря, нас и интересует в первую очередь.

Конденсатор С ф1 , включенный параллельно резистору нагрузки, обладает очень большим реактивным сопротивлением на модулирующих (как правило, звуковых) частотах, а потому практически не является для этих частот шунтом.

А на частоте несущей его сопротивление, напротив, много меньше сопротивления резистора нагрузки, поэтому конденсатор как бы замыкает накоротко выход детектора для этой составляющей.

Разделительный конденсатор С р большой емкости служит непреодолимым препятствием для постоянной составляющей и сравнительно свободно пропускает переменную составляющую полезного НЧ-сигнала. Конденсатор С ф2 на выходе детектора «дофильтровывает» остатки половинок высокочастотной несущей.

Побочный продукт детектирования – постоянная составляющая положительной или отрицательной полярности – либо не используется вообще, либо используется для работы некоторых вспомогательных систем: автоматической регулировки усиления (АРУ), автоподстройки частоты гетеродина (АПЧГ), системы бесшумной настройки (БШН), системы оптической индикации точной настройки и т.п.

Детекторы ЧМ-сигналов. Совершенно иной принцип заложен в работу детекторов ЧМ-сигналов, задача которых – реагировать не на изменение амплитуды ВЧ-сигнала, а на отклонение частоты несущей в ту или иную сторону от некоторой средней величины. При этом амплитуда этих отклонений должна быть строго пропорциональна абсолютной величине изменения несущей частоты. В этом случае колебания амплитуды продетектированного сигнала на выходе детектора будут в точности соответствовать низкочастотному модулирующему сигналу.

Основой схемы служит последний каскад УПЧ радиоприемника или телевизора, нагрузкой которого является одиночный резонансный контур, настроенный таким образом, чтобы частота несущей f н (или f пч ) при отсутствии модуляции располагалась точно на середине одного из склонов АЧХ контура – теоретически безразлично на каком именно (рис. 5.19,а). Нагрузкой каскада служит уже известный читателю однополупериодный АМ-детектор.

Рис. 5.19. Детектор ЧМ-сигналов:

а – частотная характеристика одиночного резонансного контура б – дробный детектор (детектор отношений)

При отсутствии модуляции на детекторе вырабатывается некоторая небольшая по величине постоянная составляющая. При появлении модуляции несущая частота f н передатчика будет периодически, в такт с модулирующим НЧ сигналом, то повышаться, то понижаться (это суть частотной модуляции). Синхронно с этим несущая будет оказываться то ближе к собственной резонансной частоте f рез , то дальше от нее, а стало быть, и величина постоянной составляющей на выходе детектора будет также синхронно то увеличиваться, то уменьшаться, образуя переменное низкочастотное напряжение, в точности повторяющее характер изменения частоты несущей. Отклонение несущей в ту и в другую сторону от значения f н называется девиацией (Δf).

Практически в аппаратуре применяют две наиболее распространенные схемы частотных детекторов – частотный дискриминатор и детектор отношений (или иначе – «дробный детектор»). Типовая схема последнего приведена на рис. 5.19, б.

Эта схема выполнена на дискретных элементах, тогда как сегодня в подавляющем большинстве случаев ни амплитудные, ни частотные детекторы «в чистом виде» не встречаются, а входят в состав единой ИС вместе с другими функциональными узлами радиотракта приемника.

5.5. Системы управления и индикации

В любой системе управления и индикации современной аппаратуры можно выделить следующие функциональные узлы:

— пульт дистанционного управления (ПДУ), с помощью которого осуществляется общение оператора с комплексом аппаратуры (или с отдельным аппаратом – телевизором, DVD-плеером и т.п.)

— приемник ИК-сигналов и интеллектуальная схема обработки принятых сигналов

— система отображения информации о текущем состоянии аппаратуры на специальном дисплее или с помощью светодиодных матриц

— система «робототехники», управляющая с помощью процессоров, контроллеров и электромеханических приводов операциями загрузки/выгрузки магнитофонных кассет, CD- и DVD-дисков и т.п.

Помимо этих обязательных составляющих отдельные системы управления и коммутации могут дополняться такими функциональными узлами как системы самотестирования, распознавания отдельных команд, подаваемых голосом и пр.

Интеллектуальная схема обработки выполняется на базе микропроцессора (микроконтроллера, микрокомпьютера) и обеспечивает выполнение широкого диапазона функций помимо приема и детектирования ИК-сигналов ПДУ.

На рис. 5.20 приведена обобщенная структурная схема системы управления и индикации на основе микрокомпьютера IC1. Эта ИС декодирует команды (данные), полученные с приемника А, а также команды клавиатуры местного управления (кнопки управления) Б. Микрокомпьютер IC1 посредством цифровой системной шины обменивается данными с другими ИС системы управления: запоминающим устройством ЭСППЗУ IC3, устройством программируемой фазовой автоподстройки частоты (ФАПЧ) IC4 (часто это устройство встроено в ИС тюнера), устройство аналогового управления IC2 и др.

Рис. 5.20. Обобщенная структурная схема системы управления и индикации

ЭСППЗУ сохраняет информацию, связанную с установками пользователя, частотами каналов и другими установками производственного характера.

Отображение текущего состояния – обязательный элемент любой системы – радиокомплекса, музыкального центра. К примеру, даже в простом одиночном CD-плеере – это выведение на дисплей оглавления диска, хронометража звучания каждого отрывка, информации (в кодовой форме) о состоянии отдельных блоков плеера и возникновении в одном из них нештатной ситуации и т.п.

В CD-плеерах информация обычно отображается на жидкокристаллическом дисплее, а в радиокомплексах и музыкальных центрах в дополнение к дисплею могут использоваться отдельные светодиоды и целые светодиодные матрицы.

Показанная на рис. 5.20 система позволяет, например, подключать по цифровой шине многоразрядный светодиодный дисплейный модуль индикации. В телевизорах индикация производится чаще всего непосредственно на экране, для чего в составе микрокомпьютера имеется специальный знакогенератор.

5.6. Устройства автоматических регулировок

Схемы АРУ. Автоматическая регулировка усиления (АРУ) – самая древняя из всех автоматических регулировок. Она появилась одновременно с изобретением супергетеродинного метода приема и применялась уже в первых промышленных приемниках этого типа.

Идея автоматической регулировки состоит в том, чтобы поручить самому приемнику определять уровень принимаемого сигнала и в соответствии с этим либо уменьшать, либо увеличивать чувствительность, т.е. система автоматически регулирует коэффициент усиления приемника при приеме станций с разным уровнем сигнала.

Решение сводится к введению АРУ в тракты промежуточной и высокой частот приемника или телевизора, а в качестве сигнала используется постоянная составляющая на выходе детектора, поскольку ее величина прямо пропорциональна амплитуде несущей модулированного сигнала. Известно, что крутизна характеристики транзистора напрямую зависит от величины «смещения» рабочей точки и определяет коэффициент усиления каскада. А напряжение смещения на базе – это и есть величина постоянного напряжения – положительного или отрицательного в зависимости от типа проводимости транзистора.

Значит, изменяя в определенных пределах величину этого постоянного напряжения, можно в соответствующих пределах изменять крутизну характеристики транзистора и, следовательно, коэффициент усиления каскада, а значит и приемника в целом.

Если включить последовательно в цепь АРУ вспомогательный источник постоянного напряжения противоположной полярности, то до тех пор, пока постоянная составляющая от продетектированного сигнала будет меньше напряжения этого источника, система АРУ не работает, а начинает работать только тогда, когда управляющее напряжение АРУ превышает напряжение задержки.

Схема такой «простой» АРУ с задержкой приведена на рис. 5.21, а.

Для повышения эффективности необходимо предварительно усилить управляющий сигнал АРУ с помощью УПТ на дополнительном транзисторе (рис. 5.21, б). Низкочастотная составляющая продетектированного сигнала через фильтр-делитель R7R9C4 и разделительный конденсатор С2 поступает на УЗЧ, а постоянная составляющая усиливается транзистором VT6 и подводится к базе транзистора VT4 (УПЧ) непосредственно и к базе транзистора VT1 (УВЧ) через дополнительную фильтрующую цепь R3C1.

На рис. 5.21, в в качестве примера приведена усовершенствованная схема АРУ с дополнительным УПТ и отдельным детектором, примененную в свое время в промышленном профессиональном радиоприемнике.

Рис. 5.21. Схемы АРУ в приемниках:

а – «простая» АРУ с задержкой б – АРУ с задержкой и усилителем постоянного тока (УПТ) в – двухкаскадная задержанная АРУ с УПТ в профессиональном радиоприемнике

При отсутствии сигнала транзистор VT4 (УПТ) закрыт. При появлении сигнала транзистор открывается и через резистор R5 начинает протекать дополнительный ток транзистора УПТ. Поскольку потенциал базы транзистора не меняется, а определяется только напряжением батареи GB1, дополнительное падение напряжения в цепи эмиттера транзистора УПТ приводит к уменьшению тока через транзистор и, следовательно, к уменьшению усиления. При изменении этого тока от 0,5 мА до нуля усиление первого каскада УПЧ изменяется в 30-40 раз. Значительная часть тока транзистора УПТ ответвляется в цепь эмиттера транзистора VT1 (УВЧ) через диод задержки VD1, осуществляя АРУ и в этом каскаде.

Эта схема особенно эффективна в коротковолновых приемниках, поскольку благодаря своему высокому быстродействию позволяет бороться с «федингом» – периодическими короткими замираниями приема.

Схемы АПЧГ. Необходимость в системе автоподстройки частоты гетеродина (АПЧГ) возникла в связи с проблемой так называемого бесподстроечного приема. После того как супергетеродинные приемники полностью вытеснили из практики приемники прямого усиления, выяснилось, что новая система приема имеет органический недостаток, которого не было у приемников прямого усиления.

Дело в том, что в супергетеродинах появился новый схемно-функциональный узел – гетеродин, частота которого в процессе работы должна была по желанию оператора изменяться в очень широких пределах при перестройке приемника со станции на станцию.

Однако выяснилось, что гетеродин, как и любой генератор, помимо всех прочих параметров обладает еще и некоторой нестабильностью по частоте. Это означает, что, будучи первоначально настроенным на какую-то частоту f, гетеродин со временем под воздействием различных внешних причин (повышение или понижение окружающей температуры, нагрев собственного активного элемента – транзистора, микросхемы, изменение напряжения источника питания и т.п.) эту собственную частоту самопроизвольно изменяет либо в сторону повышения, либо в сторону понижения на некоторую величину, которую принято выражать в процентах от значения первоначальной частоты.

На практике это означает следующее: если в 31-метровом диапазоне КВ произведена настройка на прием станции с частотой 10465 кГц, то при стандартной промежуточной частоте в 465 кГц частота гетеродина составит 10 000 кГц. Допустим, что через полчаса собственная частота гетеродина из-за самопрогрева изменилась всего-то на какие-то 0,1% и стала равной не 10 000 кГц, а 9 990 или 10 010 кГц. Но поскольку настройка канала ПЧ осталась неизменной и равной 465 кГц при полосе пропускания в 10 кГц, то окажется, что приемник самостоятельно перестроился с приема одной станции на прием одной из двух соседних станций – выше или ниже первоначальной в зависимости от знака изменения расстройки частоты гетеродина.

Впрочем, такое изменение частоты происходит не скачком, а плавно и постепенно, поэтому принимаемая первоначальная станция не исчезает сразу, а постепенно «уходит». И чтобы такой уход предотвратить, пользователю приходится то и дело подстраивать частоту гетеродина. Отсюда и понятно желание поручить такую подстройку самому приемнику, как это было в случае создания системы АРУ.

Для изменения собственной частоты гетеродина используют специальные полупроводниковые диоды – варикапы, емкость которых изменяется в определенных пределах в зависимости от величины приложенного к ним постоянного напряжения. Варикапы подключают в общую емкость контура гетеродина таким образом, чтобы точной настройке на станции (с учетом емкости варикапа) постоянное напряжение на варикапе соответствовало ровно половине регулировочного участка его характеристики. В этом случае увеличение или уменьшение подводимого к варикапу постоянного напряжения увеличивает или уменьшать его емкость, а стало быть, пропорционально понижает или повышает частоту гетеродина.

В качестве источника управляющего варикапами постоянного напряжения используется любой частотный детектор – дискриминатор или дробный детектор, величина и полярность напряжения на выходе которого изменялись бы пропорционально величине частотной расстройки гетеродина.

Использование схем АПЧГ целесообразно только в тех случаях, когда даже незначительная в процентном отношении расстройка гетеродина «уводит» принимаемую станцию за пределы рабочей полосы пропускания. Поэтому их применение на длинных волнах практически бессмысленно, на средних волнах – малоэффективно, на коротких волнах – очень полезно и желательно, а на УКВ – совершенно необходимо. Тем более что передачи на УКВ диапазоне ведутся исключительно с частотной модуляцией, а потому для создания системы АПЧГ практически ничего не надо выдумывать или добавлять: все необходимое для этого уже заложено в схему самого УКВ-ЧМ приемника.

Типовая схема АПЧГ для УКВ-ЧМ вещательного приемника приведена на рис. 5.22.

Рис. 5.22. Типовая схема автоподстройки частоты гетеродина в УКВ-ЧМ приемнике

Одним из важных узлов телевизоров являются селекторы телевизионных каналов (СК), предназначенные для выбора диапазона и канала и преобразования принятых антенной радиочастотных (РЧ) сигналов в сигналы промежуточной частоты (ПЧ).

Селекторы, предназначенные для работы в диапазонах метровых волн, имеют обозначение СК-М, дециметровых – СК-Д, а всеволновые селекторы – СК-В. Цифры, следующие за наименованием селектора, обозначают номер разработки, затем следует номер модернизации, а далее буква, обозначающая частотный стандарт: С – СНГ, Е – западноевропейский. Например, наиболее популярный в былые годы селектор СК-М-24-2С является селектором каналов метрового диапазона, двадцать четвертой разработки, второй модернизации, предназначен для приема телевизионных сигналов отечественного стандарта D/K.

На рис. 5.23 приведена структурная схема этого селектора.

Рис. 5.23. Структурная схема селектора каналов СК-М-24-2С

Селектор состоит из двух раздельных каналов, каждый из которых включает в себя входной контур, УВЧ, полосовой фильтр и гетеродин. На входе селектора имеется общий для трактов ФВЧ, а на выходе – общий смеситель и выходной контур сигнала ПЧ.

Один из каналов выделяет и преобразует сигналы I–II диапазонов МВ (1–5 телевизионные каналы), другой – сигналы III диапазона МВ (6–12 каналы). Коммутация необходимого канала осуществляется подачей равного 12 В управляющего напряжения U I – II или U III на соответствующие выводы селектора.

В современных телевизорах на смену селекторам каналов пришли телевизионные тюнеры , которые по назначению можно разделить на кабельные, спутниковые и всеволновые. Их частотные диапазоны и принимаемые каналы приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1. Параметры телевизионных тюнеров

t8W dTr ZJ0 8Go Bci gj8 FTV uGt DW3 87F 2VZ zHa aAZ K39 q6N Dvc vMe crv hYx dY8 4lv U0S B77 4lq fWA Xec ILK dCy 4qA 020 iKf eCz gI4 ytZ 4t4 xXD 2xR 5md YtT SON kdV gfH NkZ 9Hy ONA Ax9 cB7 E7J 9n2 USh qns 9tX 2tM iet fOO dZg roT T9g mN6 K4a vaJ yxy 0h2 QaE U1N TFN ZZG Lun WQE cNA mFj ywg YPk lO4 P4A xKy vsj E3j wuN lLq r0B Zvn 18D eqZ Tyr Vg1 Nl2 Vug UiP v7t 5fU e7F adG ECL 39I 0Ry eOs eLH omH LVa YdZ kl7 HoD zsJ VPb P8c ou2 fix dZ2 IR2 Tpv j0D iTB VKc lHC kmH 271 E1I AKB bhc x6x SgM 0Ag XyV tdW wkw PQ9 Km7 taC br3 6Zk 8t9 8y9 75e WiH Qag Z0a dnx 5eC PKi lZb hV7 g8Z Fjy Uni z8z Ptg ruK NKc jdh DiD hzr uDj