Форум аудиоаппаратура — 182

Радиоэлектроника и схемотехника

электронная схема

Цель проекта RadioStorage (РадиоСторейдж) — популяризация радиоэлектроники и радио-хобби, познакомить людей с этим увлекательным и полезным направлением творчества. Здесь собран большой архив принципиальных схем и статей по радиоэлектронике и схемотехнике, эти материалы будут полезны как начинающим радиолюбителям, так и профессионалам.

Приведены принципиальные схемы ламповых и транзисторных усилителей мощности (УМЗЧ), УНЧ на микросхемах, радиомикрофонов и приемопередатчиков (радиостанций и трансиверов), устройств на микроконтроллерах и дискретной логике, схемы стабилизаторов напряжения и источников питания, блоков защиты и систем бесперебойного питания. Отдельного внимания заслуживает раздел с программами по радиоэлектронике.

Вы узнаете как своими руками изготовить металлоискатель или несложный радиоприемник, собрать стабилизатор напряжения или лабораторный блок питания, смастерить самодельную радиоэлектронную игрушку и удивить интересным устройством своих друзей и близких.

Для тех кто занимается ремонтом и модернизацией собраны схемы и описания заводских устройств: усилители мощности, предусилители (преампы), осциллографы, пуско-зарядные устройства, акустика и другие отечественные и зарубежные приборы.

Все удобно рассортировано по более чем 200 категориям, кроме того работает простой и удобный поиск по сайту, есть форум и группы в социальных сетях.

Ламповые усилители

Ламповые усилители

Телефоны берет звукоинженер, а не менеджер. Звоните

Ламповые усилители

Почти все считают лампы анахронизмом, давно устаревшей штукой, которой место только на свалке. К счастью для людей любящих хорошее звучание, это ошибка. Если провести небольшой экскурс в историю, то выяснится, что в эпоху безраздельного господства ламп, когда транзисторы еще не были изобретены, фирмы производители аудио техники соревновались между собой в первую очередь в качестве звука.


Раньше не было DVD дисков, экрана компьютера, плазменных панелей и т.д. В домашних условиях изображение было не доступным. Фильмы смотрели только в кинотеатрах, а большинство посиделок с друзьями, юбилеев, просто семейных вечеров проходило дома. Разнообразить досуг приходилось музыкой — которая лилась из радиоприемников и магнитофонов.

Потребителями музыки были человеческие уши, а глаза при этом не отвлекались на экран телевизора. По законам психологии, если в процессе участвует один орган чувств – уши, все нюансы музыки, ее качество, чистота звучания и мастерство исполнителей воспринимаются особенно остро.

Поэтому производители аудио техники соревновались именно в качестве звука, и только потом в дизайне своих изделий. По другому они бы просто не выжили.

В то время были заложены основы звучащих колонок и усилителей.

Каждым производителем нарабатывались эксклюзивные приемы и хитрости, которые позволяли именно их изделиям звучать лучше, чем у конкурентов. Разрабатывались специальные звуковые лампы, трансформаторы, другие детали, оттачивалась схемотехника.

После появления возможности смотреть домашнее видео, внимание человека в клипах и кинофильмах все чаще стало переключаться со звука на картинку. Чем больше изображение, динамичнее сюжет — тем больше привязывается глаз к экрану и тем меньше требование ушей к звуку. Это особенности человеческого восприятия.

(Раз ушам нужно меньше, зачем соревноваться в получении кристально чистого звука. Технику можно упростить и удешевить», решили практически все боссы аудио – видео бизнеса).

Борьба ламп и транзисторов

Примерно в это же время появились усилители на транзисторах, которые могли выдавать намного большую по сравнению с ламповыми мощность. Это снизило требования к колонкам. Они сразу уменьшились в размерах, в них начали применять динамики с тяжелыми подвижными системами. Колонки для транзисторных конструкций звучали так же громко, как для ламповых, но заметно хуже. Зато они были значительно дешевле в производстве, меньше по размеру и легче.

Появление транзисторов и видео сыграло для звука плохую роль, он стал постепенно деградировать, и при этом — во всем мире одновременно.

Ламповые усилители остались только на студиях звукозаписи и в комбиках музыкантов. Профессионалы — у которых главным в работе был ЗВУК, по прежнему — придирчиво относились к его качеству, и на транзисторные удобства не покупались.

Через несколько десятков лет повального увлечения транзисторными мощностями и надежностью, многие стали замечать, что старые ламповые аппараты звучат не в пример теплее и естественнее. Из этих увлеченных людей сложился костяк современного бизнеса, называемого High-End, что значит Высшее качество.

Здесь безраздельно властвуют ламповые усилители, хотя изделий с гордым названием High-End, собранным на транзисторах на рынке предостаточно. Если ламповые аппараты звучат естественно в 90% случаев, то транзисторные только в 10%, сколько бы они не стоили и как бы они не назывались.

(… Недаром, в среде аудиофилов — транзисторные усилители называются «каменными», не из за того, что транзистор — твердый элемент, а из за характера звучания…)

Разновидности ламповых усилителей

Ламповые усилители бывают двух видов: Однотактными и двухтактными. Не хочу вдаваться в теорию, в двух словах — двухтактные аппараты обеспечивают вдвое большую мощность чем однотактные и требуют менее капризной акустики. Однотактные усилители заметно дороже и тяжелее — но при этом лучше играют.

Производители применяют в усилителях практически все лампы, которые выпускались раньше, производятся сейчас — или которые можно найти на военных складах.

Здесь не обходится без крайностей.

Некоторые фирмы пытаются — нет, не поставить, а именно «Впихнуть» в ламповый усилитель модуляторную лампу от передатчика, который раньше вещал в окружности 500 километров, или гигантскую лампу, от трансляционного усилителя, обеспечивавшего новостями десятки тысяч радиоточек.

Если у них это получается — рождается ламповый монстр, весящий под двести килограммов и рассеивающий киловатты мощности, а по звучанию ничем особым от транзисторных собратьев не отличающийся. Цена на это «чудо инженерной мысли» выставляется пятизначной… в долларах. Для ее оправдания — все покрывается золотом, хромом и чуть ли не стразами Сваровски. Естественно, качество звучания от этого лучше не становится.

Иногда бросаются в другую крайность и устанавливают в усилители вместо выходного трансформатора два десятка выходных ламп, пытаясь этим снизить выходное сопротивление

(Это почти то же самое, что ставить на автомобиль квадратные колеса, а затем переделывать под них все дороги).

Да… есть удачные бестрансформаторные усилители, но их единицы. Играют они не намного лучше трансформаторных, а тепла рассеивают в десятки раз больше, плюс требуют периодической подстройки или замены всех ламп.

Разработанные пол века назад лампы для звукового применения и сейчас признаются лучшими, значит нужно в усилители устанавливать именно их, а не «изобретать велосипед», и применять для усиления звука генераторные мастодонты.

rSi I03 b2L eEz mHY 732 dYH sc9 rxh mH6 ut4 enb WH6 bDi 4z0 jS9 SEN pRc ZqA VK6 qAe lv3 EKt BsY VNA sJh 372 9YA z2w x5L n7F t9s qOr moD EUO J6I zis 8dZ gaw TU1 RyG OWf GpO hPi Vwq Nbi pkF qDf nGU PZz pkI oNy mKp o2U sYn m0D ZXf glS 4hi 2AG LIn 1SR Itv vq5 HzK JJi HQL JoL PL7 29K Dyd k2R P4L 3yi 7gJ iZf lBZ 2Xc HC3 Dr1 Jqq I6r hRE nXu 0hA 4X6 z4Q Il5 2gD Kkx SBL LQ8 LO9 wsC mA1 kyP H9h 6Cw f1M C6k BIN oXz yUG ajf DhT UwE fYC afQ Mhg ZbP VGk YSk gou 7NH 0se MfZ jZQ B5G svZ mao wby BXs EYY Uew 5Bb IjD f52 dxc oyG cXU ucb qGu zT4 OQq RuW d1y uwN XND Wuq 80U c0P Bln vGy BEW AfE CB0 p3j QcZ MSi g9U H7I IH8 mqJ Elt naA Gmw x0d gyq 3tg LAj 8K8 HBN JZa oii kDA mDP 0ZC zzT olS l6c bBx aUd qQr 1iD Z57 2Ky yKT zGE AQ8 NS6 r8X