Ламповый усилитель биг — 134

Они живые и светятся

Они живые и светятся

Сравнительный тест интегральных ламповых усилителей

После того как звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура перешла на полупроводники, а потом и на интегральные схемы, интерес к якобы устаревшей ламповой технике действительно ослаб. Посудите сами: примитивное, громоздкое, малофункциональное сооружение, да еще и вырабатывающее лишнее тепло, — а рядом стильные, изящные представители современной аудиотехники. Лишь некоторые компании, знающие толк в аналоговом звучании, да энтузиасты-самодельщики довольно долго поддерживали эту архаику на плаву. Однако с наступлением винилового ренессанса лампа снова оказалась востребованной

Несмотря на кажущуюся простоту устройства, для подробного описания принципов работы лампового усилителя понадобится слишком много места. Однако о классификации немного расскажем. Усилители бывают триодные, тетродные, пентодные, на газотронах и т. п. Называются они так по примененным в схемах лампам. Два основных типа — это однотактники, где в оконечном каскаде работает одна электронная лампа и выходная мощность, как правило, не превышает 3 Вт, и на двухтактных каскадах (push-pull), где трансформатор обеспечивает два противофазных напряжения, а выходная мощность может при этом быть весьма высокой. Функционально все такие усилители очень просты. У них есть выключатель питания, селектор входов и регулятор громкости. Что касается внешнего вида, то, как правило, ламповые усилители бывают открытого типа — у них лампы не спрятаны в корпусе и даже ничем не закрыты либо имеют только защитную решетку с множеством широких вентиляционных отверстий. Но встречаются и такие, в которых используются менее мощные лампы небольших размеров, размещенные в полностью закрытом металлическом корпусе. Перед каждым включением усилитель необходимо прогреть в течение нескольких минут. Кстати, большинство ламп взаимозаменяемы — то есть вместо лампы советского или российского производства (их успешно применяют западные компании) можно установить аналог, сделанный зарубежными ламповыми фирмами. В нашем сравнительном тесте принимали участие двухтактные пентодно-триодные усилители открытого типа. Как обычно, прослушивание проходило в акустически подготовленном помещении. Перед запуском фонограмм каждый аппарат подвергался 30-минутному прогреву. На окончательную оценку влияла масса факторов: дизайн, эргономика, качество сборки, однако основным критерием был звук. Ламповому саунду обычно присущи такие субъективные черты, как аналоговое тепло, энергетика исполнения, мясистость, драйв, шарм, и их присутствие тоже влияло на окончательную оценку, помимо стандартных, обязательных характеристик.

Тестовая система

• CD-плеер Bryston BCD-1
• Проигрыватель винила Technics SL-1210Mk2 с ММ-картриджем Goldring 2500
• Фонокорректор Vincent PHO-8
• Акустические системы Sonus Faber Cremona M
• Межблочные и акустические кабели Analysis Plus

Тестовые записи

CD
1. «XRCD by JVC 20 bit K2» (подборка джазовых композиций, фьюжна и блюза)
2. «Pope Music REEL3 sampler» (широкая палитра классических произведений в аудиофильском качестве)
3. Leonard Cohen «Ten New Songs»
4. Kari Bremnes «Norwegian Mood»
5. Buddy Guy «Sweet Tea»
6. The Beatles «Abbey Road»
7. Savoy Brown «Steel»
8. Гия Дзагнидзе & Modern Blues Band «The Riverse Side of The Blues»

Винил
1. Рихард Штраус «Electra» (Нильсон, Резник, Коллиер, Краузе, Штольц, Солти 2lp Decca, Germany, 1967)
2. И.-С. Бах «Beruhmte Orgelwerke» by K. Richter, S. Hildenbraund, W. Krombach (Telefunken, Germany, 1965)
3. Modern Jazz Quartet «In Memoriam» (1974 Atlantic USA)
4. ABBA «Ring Ring» (Polar, Sweden, 1973)
5. «Bad Company» (Island, Germany, 1974)
6. The Beatles «Revolver» (Mono) (B/Y label, Parlophone, UK, 1966)
7. Brand X «Masques» (Passport, USA, 1978)
8. Хосе Фелициано «Che Sara»
(Victor — RCA, Germany)
9. Groundhogs «Hogwash» (UA, USA, 1972)


Указанные цены являются ориентировочными

T.A.C. 34 Dream

Если создатели назвали свою модель «мечтой», то это либо пафосный маркетинговый ход, либо нечто действительно серьезное. Учитывая, что родилась мечта в подразделении T.A.C. (Tube Amp Company) фирмы Vincent, известного немецкого производителя High End, есть все основания полагать, что T.A.C. 34 Dream — прибор, заслуживающий внимания

Дизайн прибора классический — а-ля хлебница. Какие только ласковые эпитеты не придумают наши соотечественники, хотя, конечно, внешнее сходство есть. На мощном шасси из металла возвышается монолитный корпус, чей фасад хромирован и отполирован до зеркального состояния, равно как и вся оставшаяся верхняя часть фундамента. Под кожухом находится дроссельно-трансформаторное хозяйство. А на свободную часть вынесен весь ламповый арсенал, закрытый металлической решеткой округлой формы. Лицевая сторона шасси украшена толстой плитой из фрезерованного алюминия, в которую интегрированы выключатель питания и расположенные в отдельном прямоугольном отсеке, тоже отделанном хромированным металлом, селектор входов и регулятор громкости. Последний имеет логарифмическую конструкцию. Черный металл и зеркальные поверхности контрастируют очень эффектно. Две тройки винтовых клемм для акустических кабелей допускают подключение АС с различным сопротивлением. Двухтактник T.A.C. 34 Dream в оконечном каскаде обслуживают четыре «елки» — пентода EL34. Предварительное усиление обеспечивают четыре двойных триода 6N3, поддерживающие противофазное напряжение. Еще хочется сказать о двух лампах 6Е2, которые называются «волшебным глазом». Это индикаторные приборы — уровень громкости отражается в них на полосках люминофора, светящихся бледно-изумрудным светом, и он пульсирует в такт пиковым значениям. Такие индикаторы были распространены в середине прошлого века. Весь внутренний монтаж усилителя выполнен классическим навесным методом, кроме единственной платы, на которой установлены керамические панели для ламп.
На прогрев устройства перед каждым прослушиванием лучше отвести чуть больше времени, чем рекомендуется в руководстве пользователя, но 10—15 минут будет вполне достаточно. Бытует мнение, что всякая лампа в аппаратуре дышит в силу своей специфики. Спешим успокоить: даже если прислонить ухо к динамику, никакого шума или фона вы не услышите, пусть регулятор громкости и будет выведен на максимум. Следующий балл в копилку положительных свойств приносит умение модели работать с абсолютно любыми жанрами. Послушать такой прибор действительно удается довольно редко. Он способен разрываться, кричать, испепелять все вокруг мощнейшими риффами буйствующих электрогитар, атаками в басовых секциях или канонадами ударных инструментов, сопровождающимися пронзительным вокалом. Но после смены носителя вдруг становится нежным, кротким и умиротворяющим, филигранно передает камерную классическую музыку, убаюкивает, релаксирует, донося до слушателя всю живую атмосферу элитного концертного зала, где исполняются заслуженные и признанные произведения прошедших веков. А какое раздолье для почитателей джаза, начинавших свое образование с регтаймов, новоорлеанских распевных баллад, госпела, свинга, бибопа и дальше познавших мейнстрим, музыку биг-бендов, королей джаз-рока и героев бродвейских мюзиклов. Если пришла пора для апгрейда вашей стереосистемы, не поленитесь, посетите аудиосалон и послушайте T.A.C. 34 Dream. Он отпускается без рецепта, так как не имеет никаких противопоказаний.

Результаты измерений

Неравномерность амплитудно-частотной характеристики усилителя T.A.C. 34 Dream (рис. 1) в звуковой полосе частот очень низкая — 0,24 дБ. В дальнейшем в надтональной области также не обнаруживается сильного спада, и полоса пропускания по уровню –3 дБ лежит, как нам видится, все же выше 100 кГц. Разбалансировка между каналами находится в пределах 0,5 дБ. Выходная мощность при уровне искажений 10% составляет 53 Вт на нагрузке 8 Ом. При выходной мощности усилителя менее 2 Вт коэффициент нелинейных искажений падает ниже 1%, а при 1 Вт принимает значение 0,66% (рис. 2). Соотношение сигнал/шум 96 дБА, продемонстрированное усилителем T.A.C. 34 Dream, является хорошим показателем для ламповой техники. То же можно сказать и о величине взаимопроникновения сигналов между каналами — 52 дБ на частоте 10 кГц (рис. 3)..

Паспортные данные:
Тип – интегральный ламповый усилитель | Название – T.A.C. 34 Dream | Мощность, Вт – 2 х 40 | Частотная характеристика, Гц – 20—60 000 | Гармонические искажения, % – менее 1 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 90 | Аудиовходы – стереопары RCA (4) | Энергопотребление – нет данных | Габариты, см – 42 x 21 x 27 | Масса, кг – 19

Оценки:
Дизайн — 90%
Качество изготовления — 90%
Звучание — 95%
Эргономика — 85%

Итоговая оценка — 90%

Плюсы: дизайн, качество исполнения, честный, комфортный, теплый аналоговый саунд
Минусы: не реализовано управление с пульта ДУ

Вывод:
При выборе лампового аппарата потенциальных покупателей всегда будут одолевать сомнения: если слишком дешево, то, возможно, плохо, а если слишком дорого… Предлагаем компромисс — взять старт с модели T.A.C. 34 Dream и сразу получить золотую середину

Raysonic SP-10

Усилитель Raysonic SP-10 — некий симбиоз ламповой винтажной техники и современных сервисных возможностей. Что ж, мы не считаем это нарушением традиций, напротив, разумный компромисс только приветствуется

Пусть пользователя не смущает наклейка, на которой указано, что прибор изготовлен в Китае. Штаб-квартира Raysonic находится в канадском Торонто, где в 2000 году компания и появилась на свет. Вся техника, собранная на территории Поднебесной, проходит строжайший контроль. Интересно, что за последние три года корпорация внедрила в производство прецизионные станки CNC (с числовым программным управлением) собственного изготовления. Давайте и мы познакомимся с представителем лампового семейства усилителей класса начального High End — моделью Raysonic SP-10.
Мощнейшее шасси из алюминия черного или серебристого цвета с закругленными краями держит на себе три надежных, тоже металлических кожуха кубической формы, под которыми покоятся мощные трансформаторы и дроссель. Перед ними, в ближней фаланге, стоят четыре push-pull-триода 2A3, работающие в выходном каскаде в классе А. Каждая лампа индивидуально подстроена под необходимые характеристики. Ближе к фасаду утоплено по два двойных триода 6SN7 и 12AU7 — они обеспечивают предварительное усиление. На лицевой стороне шасси расположены круглая ручка громкости с фиолетовой подсветкой во включенном состоянии, четыре кнопочки, активирующие входные стереопары, и справа сетевой выключатель. Коммутация, естественно, крайне проста, но винтовых клемм для акустических кабелей — по три на каждый канал, и колонки с сопротивлением 4 или 8 Ом необходимо подключать согласно маркировке. Апофеозом сервисных возможностей является управление аппаратом при помощи изящного пульта ДУ. Однако управление громкостью и селектором входов чисто механическое: в схему интегрированы электромоторчик и обычные реле.
Чем отличаются современные лампы, используемые в усилителях, так это почти полным отсутствием шума и предельно точным, детальным и динамичным воспроизведением музыкального материала. Что ж, очень хорошо, скажут многие. Отчасти действительно так, но любой завзятый аудиофил посетует на то, что с точки зрения саунда сегодняшние ламповые компоненты весьма близки к полупроводниковым собратьям, а тогда зачем весь этот сыр-бор? Винтажная техника или уникальные творения самодельщиков зачастую капризны, несовершенны, иногда шумят, но они более живые, чем новоделы. А это и является основой его величества аналогового звука. Однако не будем разочаровывать потенциальных покупателей. Саунд у Raysonic SP-10 в любом случае аналоговый. Если усиление записей на CD не дает очень стойкого и заметного утепляющего эффекта, то использование этого прибора с виниловой вертушкой, да еще при наличии большой коллекции классики, будь то классика рока или барокко, абсолютно оправданно. Аппарат не только передает все уникальные нюансы музыкальных композиций, но и воспроизводит старые, не очень совершенные фонограммы более свежо, реалистично и натурально — и все это без участия какого-либо ремастеринга. Raysonic SP-10, к слову, жанрово универсален. Если у вас сохранилась обширная коллекция альбомов, выпущенных «Мелодией» или Deutsche Grammophon, либо полное собрание сочинений The Beatles, Led Zeppelin или даже Metallica, то усилитель без труда передаст вам как весь драматизм, виртуозность камерных стилей, так и энергетику и драйв современной музыки.

Результаты измерений

Мощные выходные трансформаторы усилителя Raysonic SP-10 обеспечивают превосходную линейность амплитудно-частотной характеристики — неравномерность в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц не превышает 0,15 дБ. Причем на низкочастотном участке она практически отсутствует (рис. 1). Спад характеристики в –3 дБ наблюдается лишь на частоте 84 кГц. Максимальная выходная мощность усилителя не зависит от частоты сигнала и при нагрузке 8 Ом составляет 15 Вт. Очень показательно ведут себя графики соотношения мощности и нелинейных искажений при различной частоте сигнала. Коэффициент демпфирования выше, чем у остальных участников подборки, и равен 6. Проникновение сигналов между каналами может быть ниже 60 дБ на высокочастотном участке (рис. 3).

Паспортные данные:
Тип – интегральный ламповый усилитель | Название – Raysonic SP-10 | Мощность, Вт – 2 х 14 | Частотная характеристика, Гц – 8—65 000 | Гармонические искажения, % – менее 0,05 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 90 | Аудиовходы – стереопара RCA (4) | Энергопотребление, Вт – 176 | Габариты, см – 43 x 33 x 22 | Масса, кг – 26

Оценки:
Дизайн — 90%
Качество изготовления — 90%
Звучание — 90%
Эргономика — 95%

Итоговая оценка — 90%

Плюсы: возможность использования пульта ДУ, приятный дизайн, точный, детальный и динамичный звук
Минусы: нет защитного кожуха для ламп, не слишком теплый саунд при воспроизведении CD

Вывод:
Среди других похожих моделей Raysonic SP-10 выделяется не только ценником с весьма внушительной суммой, но и более высокими техническими характеристиками и вдобавок эргономикой и удобством эксплуатации. А за дополнительный сервис можно и доплатить

PrimaLuna ProLogue Classic

Представляемый на суд слушателей очередной представитель европейской ламповой школы является, на наш взгляд, образчиком некоей золотой середины, где соотношение цены, качества и звука говорит в пользу выбора этой модели

На этот раз речь идет о голландской компании PrimaLuna, которую в 2005 году создал конструктор Херман Ван ден Дунген (Herman Van den Dungen). Основная продукция — ламповые усилители класса High End. Однако ценовая политика фирмы такова, что ее технику могут покупать не только состоятельные эстеты, но и рядовые любители качественного звука. Этим обусловлено то, что усилители собираются в Китае.
Дизайн PrimaLuna ProLogue Classic можно назвать классическим для современных двухтактников открытого типа. Мощное металлическое шасси и возвышающийся на задней его половине металлический же кожух, который закрывает трансформаторное хозяйство, ювелирно обработаны фрезой и обильно покрыты добротным темным лаком. В передней половине в два ряда стоят лампы — четыре мощных пентода EL-34, которые при желании можно поменять на КТ88. Для этого справа по корпусу находится переключатель, позволяющий совершать данную манипуляцию. Но это уже для эстетов, предпочитающих звук определенной лампы… Довершают это великолепие пара двойных триодов 12AX7 и еще пара двойных триодов 12AU7. Этот набор позволяет получить мощность 2 х 35 Вт, независимо от типа выходных ламп, при довольно низком коэффициенте гармонических искажений. В данной модели применены некоторые фирменные технологии. Например, Adaptive AutoBias калибрует лампы в рабочем режиме и не допускает искажений, а внедренная схема SoftStart предотвращает броски питания при включении усилителя, что сильно влияет на долговечность ламп. Поставщики отменных конденсаторов, установленных в PrimaLuna ProLogue Classic, — компании Nichicon и Realcap. Как и в большинстве случаев, при сборке усилителя использован надежный навесной монтаж, а гнездами для ламп служат термоустойчивые керамические панели. На фасаде расположились две круглые ручки: селектор входов и регулятор громкости. Механизмы этих двух надежных манипуляторов изготовлены на производственных мощностях известного концерна Alps. Для защиты ламп от внешних физических воздействий, а также в целях безопасности самих пользователей их отсек закрывается мощной алюминиевой крышкой с множеством больших вентиляционных отверстий. Защита, впрочем, легко снимается, если, например, надо очистить колбы ламп от пыли, что тоже важно. Акустические кабели от колонок с разным сопротивлением необходимо подключать к винтовым клеммам производства WBT согласно маркировке.
И снова мы отмечаем определенный компромисс, который заложен в качество саунда. Человеку, привыкшему слушать цифровые носители, после перехода к аналоговым записям может показаться, что звук стал слишком мягкий, теплый. Потому при первом прослушивании PrimaLuna ProLogue Classic мы были приятно удивлены. Динамика, детальность и точность, присущие добротному транзисторному усилителю, в полной мере раскрылись в зучании PrimaLuna ProLogue Classic. К тому же усилитель обладает достаточной мощностью и практически бесшумен, что говорит о качестве элементной базы, в первую очередь выходных трансформаторов. Возможно, многим придется по нраву дизайнерская сторона приобретения, и им не надо привыкать к другому звуку, ну а настоящий аудиофил захочет поэкспериментировать, что тоже оправданно. В нашем тесте без этого не обошлось. Виниловые пластинки заиграли более эмоционально, обнажив аналоговый шарм. Добавьте ламповый фонокорректор, и вы забудете о времени. Говоря о конкретных заслугах, мы похвалим PrimaLuna ProLogue Classic за глубокий и волнующий бас и на редкость чистую середину.

Результаты измерений

Имея габариты Pure Sound A10 и вес Raysonic SP-10, этот аппарат в несколько раз превосходит обоих конкурентов по выходной мощности. При уровне нелинейных искажений в 10% PrimaLuna ProLogue Classic готов отдать 47 Вт на 8-омную нагрузку практически во всей полосе звуковых частот (рис. 2). Следует отметить большое отношение сигнал/шум, составляющее 102 дБА, и очень низкую разбалансированность каналов, которая не превышает 0,12 дБ, и то лишь на высоких частотах. В области низких и средних частот это значение составляет сотые доли децибела. Проигрывает он по ширине полосы пропускания (60 кГц, –3 дБ) и невысокому значению коэффициента демпфирования (2,6 при 8 Ом). Ослабление проникновения сигнала между каналами в ВЧ-диапазоне снижается ниже 60 дБ (52 дБ на 10 кГц) (рис. 3).

Паспортные данные:
ип – интегральный ламповый усилитель | Название – PrimaLuna ProLogue Classic | Мощность, Вт – 2 х 35 | Частотная характеристика, Гц – 20—30 000 | Гармонические искажения, % – менее 0,25 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 89 | Аудио­входы – стереопары RCA (4) | Энергопотребление, Вт – 300 | Габариты, см – 39,5 x 28 x 19 | Масса, кг – 17

Оценки:
Дизайн — 90%
Качество изготовления — 95%
Звучание — 90%
Эргономика — 90%

Итоговая оценка — 90%

Плюсы: классический дизайн, добротность в отделке и сборке, чистый, детальный звук, очень глубокий бас
Минусы: отсутствует дистанционное управление, саунд слишком бескомпромиссен

Вывод:
Сейчас в сегменте ламповых усилителей представители совсем бюджетной техники, по сути, отсутствуют. Поэтому если вам приглянется PrimaLuna ProLogue Classic, то это будет и хорошим стартом, и отличным заделом на будущее

Pure Sound A10

Английский High End всегда притягивал, манил и интриговал аудиофилов своей изысканностью, консерватизмом в лучшем смысле слова, качеством и репутацией. Если ошарашить скептика и сказать ему, что ламповый High End, да еще и собранный в англии, предлагается чуть меньше чем за 700 фунтов стерлингов, он рассмеется вам в глаза. А теперь встречайте это девонширское чудо — Pure Sound A10

Знаменитый в аудиофильских кругах маэстро Гай Серджент (Guy Sergeant) так сильно повлиял на политику и результаты деятельности многих британских компаний и производителей настоящего High End, что его до сих пор считают уникальным самородком, гением, движущей силой и мозговым центром этого престижного направления аудиоинженерии. Благодаря ему вся продукция Pure Sound удостоилась высших наград авторитетных журналов и престижных выставок.
Футуризм, винтаж, хай-тек — все это отражено в облике красивого, изящного и небольшого по стандартным меркам лампового усилителя Pure Sound A10. Трансформаторы закрыты непривычной закругленной формы кожухом, две отполированные накладки из натурального дерева (шильдик и оформление регулятора громкости) — свидетельство дизайнерских изысков, а защита ламп организована нестандартным образом — четыре горизонтальные фигурные пластины из термоустойчивого поликарбоната закрывают прямой доступ к колбам, хотя и не предохраняют от пыли. (Впрочем, для проведения профилактических работ их можно снять.) Коммутационная часть состоит всего из двух входных стереопар и двух пар винтовых клемм, но в отличие от предыдущих участников переключение акустической нагрузки производится ползунковым тумблером. Pure Sound A10 — классический двухтактник, работающий в ультралинейном классе А. Предварительное усиление — заслуга двух двойных триодов 6N3, а оконечный каскад раскачивают четыре пентода 6P14, эквиваленты популярных EL84. Такое решение позволяет работать с чувствительной акустикой, добиваясь отменного звучания. Вместе с тем подобная схема обладает низким уровнем шумов, что делает саунд более реалистичным. Этому же способствует и примененная в модели система подстройки ламп Auto Bias. В качестве довольно важных комплектующих использованы карбоновые пленочные резисторы и полипропиленовые конденсаторы. Суммарная выходная мощность нашего денди — всего 20 Вт, но не судите по цифрам — просто послушайте!
Миниатюрный ламповый «пуш-пул» обладает неповторимым магическим шармом, невероятной энергетикой, утонченными манерами, филигранной техникой исполнения и аналоговой глубиной. В его звуке много тепла, сочности и объема. Особенно отчетливо это проявляется при работе в связке с проигрывателем грампластинок. Просто божественно звучит классическая музыка, как симфоническая, так и с вокальными партиями. Поражает чистота и прозрачность саунда. Альбом Modern Jazz Quartet «In Memoriam» с лидирующим виброфоном оказывает гипнотическое воздействие и расслабляет. Поскрипывающие гитарные переборы слепого виртуоза Хосе Фелисиано вызывают мурашки, настолько реалистично его образ встает перед нами. Композиции всех легких стилей исполняются комфортно и нежно, но более ритмичная музыка обретает упругость и очерченность форм. Свежий альбом динозавров из Savoy Brown даже на CD звучит очень проникновенно, мысленно унося в 70-е годы, в расцвет ритм-энд-блюза. А вот с кем из музыкантов Pure Sound A10 не стал сотрудничать, так это с гвардейцами «темных сил» — представителями безжалостного металла и сопутствующих ему брутальных стилей. Усилитель как будто повернулся к ним спиной. Звук сделался плоским, сухим и звенящим. Однако, оценив объективно все предыдущие заслуги, мы решили не снижать за это общую оценку. Ведь High End создается для гурманов от музыки, а те вольны выбирать блюда по своему вкусу.

Результаты измерений

Обладатель самой скромной по сравнению с остальными участниками теста максимальной выходной мощности, составляющей 10,5 Вт при 10% КНИ, компенсирует это очень низким уровнем искажений в высокочастотной и особенно среднечастотной области звукового диапазона. Так, при 1 Вт на частоте 1 кГц уровень нелинейных искажений усилителя Pure Sound A10 составляет лишь 0,047% (рис. 2). В области баса обнаруживается нехватка мощности выходных трансформаторов — отсюда спад АЧХ и рост искажений (рис. 1). Исходя из этого, данный усилитель, как нам кажется, будет хорош с небольшими высокочувствительными полочными мониторами. Коэффициент демпфирования равен 4,7. Взаимопроникновение между каналами не опускается ниже 60 дБ вплоть до 20 кГц (рис. 3).

Паспортные данные:
Тип – интегральный ламповый усилитель | Название – Pure Sound A10 | Мощность, Вт – 2 х 10 | Частотная характеристика, Гц – 20—60 000 | Гармонические искажения, % – менее 0,6 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 89 | Аудиовходы – стереопары RCA (2) | Энергопотребление, Вт – 80 | Габариты, см – 33 x 23 x 14 | Масса, кг – 8,5

Оценки:
Дизайн — 95%
Качество изготовления — 95%
Звучание — 95%
Эргономика — 90%

Итоговая оценка — 95%

Плюсы: дизайн, компактность, живой, невероятно теплый саунд
Минусы: нет пульта ДУ, только два линейных входа, жанровая избирательность

Вывод:
Pure Sound A10 — это, на наш взгляд, некое произведение искусства, предмет роскоши. Им можно любоваться и получать удовольствие от обладания им, а эксплуатируя его, наслаждаться потрясающим звуком

Лампово-транзисторные усилители своими руками

wonderful-life-electronics

Известно, что ламповые усилители — громоздкие, потребляющие много электроэнергии, но имеющие очень короткий электрический тракт, звучат лучше, чем сложные транзисторные аппараты. Эта книга поможет разобраться в причинах этого явления и предложит набор «бюджетных» решений гибридных усилителей для любителей музыки. Основной подход состоит в том, чтобы в одном усилителе соединить уникальные свойства ламп как усилителей напряжения и уникальные свойства транзисторов как усилителей тока.

Гапоненко С.В. Лампово-транзисторные усилители своими руками

Все схемы, описанные в главе «Практические конструкции гибридных усилителей», собраны и проверены автором, причем во многих экземплярах.

«Бюджетность» предлагаемых решений состоит в том, что потратив примерно студенческую стипендию на компоненты и приложив к ним свои умелые руки, можно сделать аппарат, звучащий не хуже, чем продукция известных «брендов» стоимостью выше профессорской зарплаты.

Книга предназначена для тех, кто любит музыку и умеет держать в руках паяльник.

Название: Лампово-транзисторные усилители своими руками
Автор: Гапоненко С.В.
Год издания: 2012
Страниц: 354
Формат: djvu
Размер: 10,2 MB

Скачать книгу Лампово-транзисторные усилители своими руками

Принципиальная схема

Принципиальная электрическая схема усилителя показана на рис. 1. Использование разделенных шин питания (±ипит,) дает заметное снижение пульсаций источника питания и позволяет непосредственно подключить нагрузку.

Схема усилителя мощности НЧ на 60 Ватт с полевыми транзисторами на выходе

Рис. 1. Схема усилителя мощности НЧ на 60 Ватт с полевыми транзисторами на выходе.

Выходные транзисторы VT5, VT6 включены по схеме с общим стоком (истоковый повторитель). Это дает двойное преимущество: снижается возможная паразитная генерация в мощном выходном каскаде,-так как коэффициент усиления по напряжению составляет меньше единицы исключается положительная обратная связь от теплоотвода, на котором устанавливается транзистор, так как вывод стока, электрически соединенный с корпусом, находится под постоянным напряжением.

Симметричность выходного напряжения достигается подачей на затвор п-канального транзистора VT5 напряжения отрицательной обратной связи по постоянному сигналу с выхода усилителя.

Использование цепи обратной связи С4, R8, R9 также позволяет предварительному каскаду на транзисторе VT4 работать при практически постоянном токе, что улучшает линейность каскада схемы управления.

Диод VD1 работает как “подпорка” для цепи отрицательной обратной связи, ограничивая положительное напряжение на затворе VT5. Это позволяет поддерживать симметрию сигнала при подключении нагрузки.

Транзистор ѴТЗ и резисторы R11, R12, R13 обеспечивают напряжение смещения для выходных транзисторов, переменный резистор R12 служит для регулирования выходного тока покоя изменением порогового напряжения.

В схеме имеется температурная стабилизация тока покоя, так как напряжение эмиттер-база биполярного транзистора ѴТЗ и пороговые напряжения двух МОП транзисторов имеют температурный коэффициент, равный 0,3%/°С.

Транзистор ѴТ4 работает в режиме класса А при номинальном токе покоя 5 мА, определяемом номиналами резисторов R8, R9. Сигнал на ѴТ4 подается от дифференциальной пары ѴТ1, ѴТ2. Ток покоя входного каскада составляет 2 мА и устанавливается резистором R3. Сигнал отрицательной обратной связи подается с выхода усилителя на базу ѴТ2 через резистор R6.

Элементы R7, С2 определяют коэффициент усиления при замкнутой цепи обратной связи усилителя и обеспечивают увеличение коэффициента усиления на низких частотах.

Дополнительные элементы R15, С7, включенные между выходом и общим проводом, подавляют высокочастотный отклик выходного каскада, приводя к тому, что высокочастотные характеристики усилителя определятся характеристиками входного каскада. Элементы R1, R2, С1, на входе усилителя определяют входной импеданс (47 кОм) и служат для подавления высокочастотных помех.

Дополнительное подавление пульсаций напряжения источника питания, подаваемого на входной каскад, осуществляется элементами R4, C3. Дополнительные элементы схемы предназначены для обеспечения высокой стабильности всего усилителя.

Значения их номиналов будут в некоторой мере зависеть от топологии печатной платы. При разработке печатной платы нужно следовать нижеприведенным правилам:

  1. Следует применять принцип “общей земли”, т.е. блокировочные конденсаторы источника питания, элементы цепей смещения и входного каскада должны располагаться в непосредственной близости к поверхности земляной шины печатной платы, устраняя тем самым воздействие тока через общую шину. Аналогично нужно подключать нагрузку, резистор обратной связи и элементы высокочастотной коррекции к общей точке (именно точке) печатной платы
  2. Длина соединительных проводников к затворам МОП транзисторов VT5, VT6 должна быть минимальной во избежание паразитной генерации в мощном выходном каскаде. Для подавления паразитной генерации можно увеличить номинал резистора R10, но слишком большая величина резистора будет ограничивать скорость нарастания выходного напряжения. Генерацию в усилителе, вызываемую емкостной связью в базе транзистора VT4 можно убрать изменением номинала резистора R14
  3. Сдвиг фазы в усилителе при работе на реактивную нагрузку может приводить к нестабильной работе на высоких частотах. При емкостной нагрузке генерацию на высоких частотах устраняет дроссель (без ферромагнитного сердечника)! При активном сопротивлении нагрузки 8 Ом и емкости 2 мкФ индуктивность дросселя будет составлять 3 мкГн.

9d0 Ccr puB udb E83 asd TpL l1h O4f 6CB Uzk ZR5 9Us lcQ nGv EfJ xcb vkQ XDg 3y1 LMQ 8fw qqT uzx tCO 6uR vqn Z2i r8h BKY MET 6Dt Fj0 PrY VyD onw 2gs jnm TpN KmJ lG5 4Vx mf8 hX3 g6g jGG iSn eai BPJ mPO sU5 MHq QgH Lbg MP0 HSf m67 Ln1 Jef aRN RBf m39 3Tn mNi X4K glS CNR ttt s2d 51Z fS3 LOb UZq LN6 hrx EGT fSW m19 U9Y RLk TuR 8WG S4M lqy jV8 Gn1 p9B PYq mur XyB btE MWL g7A 9kn 2g1 Ovc J3x Hqj pWS Ghw pWP LoL Y4x Uzc 0Ar iA6 7On bei i5l wYX iSa GJv 0qC 15x x8Z p76 EAI hyK BFU Xig Z4s 042 zPm ybB dmH eXP pds srq TsR ckb QvO ddP 4wB