Ламповый усилитель отзывы — 199

Виды ламповых усилителей

Существует определенная классификация ламповых усилителей, их делят на две категории — класс А и класс АВ:

Класс А именуют однотактными. Они имеют один каскад усиливающих элементов, который увеличивает звук как положительной волны звуковой синусоиды, так и отрицательной.

Класс АВ именуют двухтактными. Они имеют два каскада усиливающих элементов, один из которых усиливает сигнал положительной синусоиды звуковой волны, а второй, соответственно, увеличивает сигнал отрицательной волны звуковой синусоиды.

Таким образом, усилители класса АВ являются более экономичными, но при этом имеют большую производительность, также они зачастую мощнее. Но это лишь субъективное мнение, и дискуссии по этому поводу не прекращаются.

Несмотря на то, что ламповые усилителя значительно дороже их аналогов, собранных на транзисторах, для любителей качественного звука цена не имеет первостепенного значения. Особенную популярность такие усилители завоевали у ценителей рок музыки, благодаря не сравнимому ни с чем звучанию.

Естественно, выделить какой-либо один усилитель из множества, и сказать что он лучший, это невозможно. Поэтому рассмотрим более подробно, несколько конкретных усилителей лампового типа, которые наиболее подходят к категории лучшие.

Скажи мне, кто ты?

Меломаны, аудиофилы, коллекционеры

Любителей музыки, людей, имеющих дома музыкальные носители, можно поделить на три группы.

Меломаны. Для них первична сама музыка. И не так важно, с чего она воспроизводится. Музыки должно быть много. Она должна быть любима и часто слушаема.


Аудиофилы. Эта группа слушает звук, постоянно меняет компоненты своей системы, стремясь к совершенствованию, ставит сетевые фильтры и сравнивает звучание компакт-дисков и винила.

Коллекционеры. Не такая многочисленная группа. Собирают носители по жёстким принципам. Им важны первые или уникальные издания, редкие синглы любимых исполнителей.

Конечно, в той или иной степени настоящий любитель музыки может относиться к каждой из этих групп. Но и тут умные люди придумали немного шутливый, но работающий критерий. Чтобы ответить на вопрос, кто ты меломан или аудиофил, предлагается сравнить стоимость коллекции музыкальных носителей и аппаратуры. Если аппаратура стоит дороже, значит, ты аудиофил.

Ещё одна отдельная группа – любители музыки, предпочитающие живые выступления и концерты. Они «собирают» посещение оперы или джазовых клубов, пишут потом об этом в своих аккаунтах в социальных сетях, сравнивают концерты разных лет, делятся впечатлениями. Но их всё же условно можно отнести к группе меломанов.

Каждому будет приятно поставить на стоящий несколько тысяч фунтов проигрыватель первый монопресс Please Please Me (или другую редкую пластинку) с автографом Джона Леннона (есть ещё собиратели автографов, но это скорее коллекционеры) и погрузиться в знаменитые песни «Битлз». Но стремление к совершенству по всем трём группам невозможно. Для этого просто не хватит времени и средств. Поэтому мой совет: вначале определи, кто ты, и затем с головой погружайся в своё увлечение. Но не забывай при этом, что всегда музыка первична.

Глупо держать на полке редкую пластинку и бояться лишний раз её слушать также неправильно слушать звук, а не музыку. Но тут я навязываю вам свой выбор. Всё же я меломан, по крайней мере процентов на 60, затем коллекционер, пусть это будет 30%, ну и только потом аудиофил. Хотя, конечно, понимаю, что какой-то минимум приличного звука моя система должна обеспечивать. И это действительно важно.

Я видел немало музыкальных систем, стоимость которых превышала цену элитного автомобиля. Я поражался их звуку и немного завидовал, что у меня дома система не даёт таких выпуклых басов. Но со временем я заметил, что аудиофилия затягивает в процесс постоянного улучшения системы, перфекционизм становится самоцелью, замена проводов, компонентов, сетевых фильтров, становится настолько частой, что хозяева этих замечательных систем перестают обращать внимание на саму музыку, а начинают слушать звук. Не хотел бы я прийти к такой ситуации.

Бывает, что меломан становится больше коллекционером. Поиск редких синглов, первых прессов винила может стать, с одной стороны, увлекательным хобби, с другой – отодвинет на второе место саму музыку.

Я знал глубоких и системных знатоков, у которых не только простая система, но и совсем немного винила и компакт-дисков. Не так важно, с каких носителей ты слушаешь, важно любить, понимать и знать музыку. Впрочем, всегда, когда я вижу у знакомых стеллажи во всю комнату с винилом, меня охватывает лёгкая зависть, такова сущность людей. Но порадуюсь за владельцев многотысячных коллекций, чему-то научусь у них, и зависть уходит при первых тактах поставленной на проигрыватель пластинки.

Жизнь доказывает, что любая крайность в музыкальных увлечениях не самое лучшее решение. Каждый сам для себя подбирает баланс между этими тремя гранями увлечения музыкой, когда это не является бизнесом. Может, кто-то чуть больше коллекционер, кто-то больше аудиофил или меломан, важно не забывать про то, что и носители, и аппаратура производятся только для того чтобы слушать музыку.

Транзисторный усилитель класса с

На Хабре уже были публикации о DIY-ламповых усилителях, которые было очень интересно читать. Спору нет, звук у них чудесный, но для повседневного использования проще использовать устройство на транзисторах. Транзисторы удобнее, поскольку не требуют прогрева перед работой и долговечнее. Да и не каждый рискнёт начинать ламповую сагу с анодными потенциалами под 400 В, а трансформаторы под транзисторные пару десятков вольт намного безопаснее и просто доступнее.

В качестве схемы для воспроизведения я выбрал схему от John Linsley Hood 1969 года, взяв авторские параметры в расчёте на импеданс своих колонок 8 Ом.

Классическая схема от британского инженера, опубликованная почти 50 лет назад, до сих пор является одной из самых воспроизводимых и собирает о себе исключительно положительные отзывы. Этому есть множество объяснений:
— минимальное количество элементов упрощает монтаж. Также считается, что чем проще конструкция, тем лучше звук
— несмотря на то, что выходных транзисторов два, их не надо перебирать в комплементарные пары
— выходных 10 Ватт с запасом хватает для обычных человеческих жилищ, а входная чувствительность 0.5-1 Вольт очень хорошо согласуется с выходом большинства звуковых карт или проигрывателей
— класс А — он и в Африке класс А, если мы говорим о хорошем звучании. О сравнении с другими классами будет чуть ниже.

Внутренний дизайн

Усилитель начинается с питания. Разделение двух каналов для стерео правильнее всего вести уже с двух разных трансформаторов, но я ограничился одним трансформатором с двумя вторичными обмотками. После этих обмоток каждый канал существует сам по себе, поэтому надо не забывать умножать на два всё упомянутое снизу. На макетке делаем мосты на диодах Шоттки для выпрямителя.

Можно и на обычных диодах или даже готовых мостах, но тогда их необходимо шунтировать конденсаторами, да и падение напряжения на них больше. После мостов идут CRC-фильтры из двух конденсаторов по 33000 мкф и между ними резистор 0.75 Ом. Если взять меньше и ёмкость, и резистор, то CRC-фильтр станет дешевле и меньше греться, но увеличатся пульсации, что не комильфо. Данные параметры, имхо, являются разумными с точки зрения цена-эффект. Резистор в фильтр нужен мощный цементный, при токе покоя до 2А он будет рассеивать 3 Вт тепла, поэтому лучше взять с запасом на 5-10 Вт. Остальным резисторам в схеме мощности 2 Вт будет вполне достаточно.

Далее переходим к самой плате усилителя. В интернет-магазинах продаётся куча готовых китов, однако не меньше и жалоб на качество китайских компонентов или безграмотных разводок на платах. Поэтому лучше самому, под свою же «рассыпуху». Я сделал оба канала на единой макетке, чтобы потом прикрепить её ко дну корпуса. Запуск с тестовыми элементами:

Всё, кроме выходных транзисторов Tr1/Tr2, находится на самой плате. Выходные транзисторы монтируются на радиаторах, об этом чуть ниже. К авторской схеме из оригинальной статьи нужно сделать такие ремарки:

— не всё нужно сразу впаивать намертво. Резисторы R1, R2 и R6 лучше сначала поставить подстроечными, после всех регулировок выпаять, измерить их сопротивление и припаять окончательные постоянные резисторы с аналогичным сопротивлением. Настройка сводится к следующим операциям. Сначала с помощью R6 выставляется, чтобы напряжение между X и нулём было ровно половиной от напряжения +V и нулём. В одном из каналов мне не хватило 100 кОм, так что лучше брать эти подстроечники с запасом. Затем с помощью R1 и R2 (сохраняя их примерное соотношение!) выставляется ток покоя – ставим тестер на измерение постоянного тока и измеряем этот самый ток в точке входа плюса питания. Мне пришлось ощутимо снизить сопротивление обоих резисторов для получения нужного тока покоя. Ток покоя усилителя в классе А максимальный и по сути, в отсутствие входного сигнала, весь уходит в тепловую энергию. Для 8-омных колонок этот ток, по рекомендации автора, должен быть 1.2 А при напряжении 27 Вольт, что означает 32.4 Ватта тепла на каждый канал. Поскольку выставление тока может занять несколько минут, то выходные транзисторы должны быть уже на охлаждающих радиаторах, иначе они быстро перегреются и умрут. Ибо греются в основном они.

— не исключено, что в порядке эксперимента захочется сравнить звучание разных транзисторов, поэтому для них тоже можно оставить возможность удобной замены. Я попробовал на входе 2N3906, КТ361 и BC557C, была небольшая разница в пользу последнего. В предвыходных пробовались КТ630, BD139 и КТ801, остановился на импортных. Хотя все вышеперечисленные транзисторы очень хороши, и разница может быть скорее субъективной. На выходе я поставил сразу 2N3055 (ST Microelectronics), поскольку они нравятся многим.

— при регулировке и занижении сопротивления усилителя может вырасти частота среза НЧ, поэтому для конденсатора на входе лучше использовать не 0.5 мкф, а 1 или даже 2 мкф в полимерной плёнке. По Сети ещё гуляет русская картинка-схема «Ультралинейный усилитель класса А», где этот конденсатор вообще предложен как 0.1 мкф, что чревато срезом всех басов под 90 Гц:

— пишут, что эта схема не склонна к самовозбуждению, но на всякий случай между точкой Х и землёй ставится цепь Цобеля: R 10 Ом + С 0.1 мкф.
— предохранители, их можно и нужно ставить как на трансформатор, так и на силовой вход схемы.
— очень уместным будет использование термопасты для максимального контакта между транзистором и радиатором.

Слесарно-столярное

Теперь о традиционно самой сложной части в DIY — корпусе. Габариты корпуса задаются радиаторами, а они в классе А должны быть большими, помним про 30 Ватт тепла с каждой стороны. Сначала я недоучёл эту мощность и сделал корпус со средненькими радиаторами 800см? на канал. Однако при выставленном токе покоя 1.2А они нагрелись до 100°С уже за 5 минут, и стало ясно, что нужно нечто помощнее. То есть нужно либо ставить радиаторы побольше, либо использовать кулеры. Делать квадрокоптер мне не хотелось, поэтому были куплены гигантские красавцы HS 135-250 площадью 2500 см? на каждый транзистор. Как показала практика, такая мера оказалась немного избыточной, зато теперь усилитель спокойно можно трогать руками – температура равна лишь 40°С даже в режиме покоя. Некоторой проблемой стало сверление отверстий в радиаторах под крепления и транзисторы – изначально купленные китайские свёрла по металлу сверлили крайне медленно, на каждую дырку уходило бы не менее получаса. На помощь пришли кобальтовые свёрла с углом заточки 135° от известного немецкого производителя — каждое отверстие проходится за несколько секунд!

Сам корпус я сделал из оргстекла. Заказываем у стекольщиков сразу нарезанные прямоугольники, выполняем в них необходимые отверстия для креплений и красим с обратной стороны чёрной краской.

Покрашенное с обратной стороны оргстекло смотрится очень красиво. Теперь остаётся только всё собрать и наслаждаться музы… ах да, при окончательной сборке ещё важно для минимизации фона правильно развести землю. Как было выяснено за десятилетия до нас, C3 нужно присоединять к сигнальной земле, т.е. к минусу входа-входа, а все остальные минуса можно отправить на «звезду» возле конденсаторов фильтра. Если всё сделано правильно, то никакого фона не расслышать, даже если на максимальной громкости поднести ухо к колонке. Ещё одна «земляная» особенность, которая характерна для звуковых карт, не развязанных с компьютером гальванически – это помехи с материнки, которые могут пролезть через USB и RCA. Судя по интернету, проблема встречается часто: в колонках можно услышать звуки работы HDD, принтера, мышки и фон БП системника. В таком случае проще всего разорвать земляную петлю, заклеив изолентой заземление на вилке усилителя. Опасаться тут нечего, т.к. останется второй контур заземления через компьютер.

Регулятор громкости на усилителе я не стал делать, поскольку достать какой-нибудь качественный ALPS не удалось, а шуршание китайских потенциометров мне не понравилось. Вместо него был установлен обычный резистор 47 кОм между «землёй» и «сигналом» входа. Тем более регулятор у внешней звуковой карты всегда под рукой, да и в каждой программе тоже есть ползунок. Регулятора громкости нет только у винилового проигрывателя, поэтому для его прослушивания я приделал внешний потенциометр к соединительному кабелю.

Я угадаю этот контейнер за 5 секунд.

Наконец, можно приступать к прослушиванию. В качестве источника звука используется Foobar2000 > ASIO > внешняя Asus Xonar U7. Колонки Microlab Pro3. Главное достоинство этих колонок — это отдельный блок собственного усилителя на микросхеме LM4766, который можно сразу убрать куда-то подальше. Намного интереснее с этой акустикой звучали усилок от мини-системы Panasonic с гордой надписью Hi-Fi или усилитель советского проигрывателя Вега-109. Оба вышеупомянутых аппарата работают в классе АВ. Представленный в статье JLH переиграл всех вышеперечисленных товарищей в одну калитку, по результатам слепого теста для 3 человек. Хотя разницу было слышно невооружённым ухом и без всяких тестов – звук явно детальнее и прозрачнее. Весьма легко, например, услышать различие между MP3 256kbps и FLAC. Раньше я думал, что эффект lossless больше как плацебо, но теперь мнение изменилось. Аналогичным образом гораздо приятнее стало слушать нескомпрессованые от loudness war файлы — dynamic range меньше 5 Дб вообще не айс. Линсли-Худ стоит затрат времени и денег, ибо аналогичный брендовый усилок будет стоить намного дороже.

Материальные затраты

2000 р.
Радиаторы 1800 р.
Оргстекло 650 р.
Краска 250 р.
Разъёмы 600 р.
Платы, провода, серебряный припой и пр.

Расчет транзисторного усилителя по схеме с общим эмиттером

Название схемы «с общим эмиттером» означает, что вывод эмиттера транзистора по переменному току является общим для входной и выходной цепи каскада.

Принцип действия каскада ОЭ заключается в следующем. При наличии постоянных составляющих токов и напряжений в схеме подача на вход каскада переменного напряжения приводит к появлению переменной составляющей тока базы транзистора, а, следовательно, переменной составляющей тока в выходной цепи каскада (в коллекторном токе транзистора). За счет падения напряжения на резисторе создается переменная составляющая напряжения на коллекторе, которая через конденсатор передается на выход каскада — в цепь нагрузки.

Рассмотрим основные положения, на которых базируется расчет элементов схемы каскада, предназначенных для обеспечения требуемых параметров режима покоя (расчет по постоянному току).

Анализ каскада по постоянному току проводят графоаналитическим методом, основанным на использовании графических построений и расчетных соотношений. Графические построения проводятся с помощью выходных (коллекторных) характеристик транзистора (рис. 3, а). Удобство метода заключается в наглядности нахождения связи параметров режима покоя каскада и амплитудными значениями его переменных составляющих (выходного напряжения и тока ), являющимися исходными при расчете каскада.

На выходных характеристиках рис. 3, а проводят так называемую линию нагрузки каскада по постоянному току , представляющую собой геометрические места точек, координаты и которых соответствуют возможным значениям точки (режима) покоя каскада.

В связи с этим построение линии нагрузки каскада по постоянному току удобно провести по двум точкам, характеризующим режим холостого хода (точка ) и режим покоя (точка ) выходной цепи каскада (рис. 3, а). Для точки ”а” , и для точки ” ” , , где выбирают из условия работы транзистора в режиме отсечки напряжение на коллекторе, соответствующее области нелинейных начальных участков выходных характеристик транзистора. Определив координаты точки находим значение тока базы , соответствующего режиму покоя, и определяем координаты точки на входной характеристике (рис. 3, б).

При определении переменных составляющих выходного напряжения каскада и коллекторного тока транзистора используют линию нагрузки каскада по переменному току. При этом необходимо учесть, что по переменному току сопротивление в цепи эмиттера транзистора равно нулю, так как резистор шунтируется конденсатором , а к коллекторной цепи подключается нагрузка, поскольку сопротивление конденсатора по переменному току мало. Если к тому же учесть, что сопротивление источника питания по переменному току также близко к нулю, то окажется, что задача определения этих показателей решается при расчете усилительного каскада по переменному току. Метод расчета основан на замене транзистора и всего каскада его схемой замещения по переменному току. Схема замещения каскада ОЭ приведена на рис. 4, где транзистор представлен его схемой замещения в физических параметрах. Сопротивление каскада по переменному току определяется сопротивлениями резисторов и , включенных параллельно, т. е. ║ . Сопротивление нагрузки каскада по постоянному току больше, чем по переменному току ║ .

Поскольку при наличии входного сигнала напряжение и ток транзистора представляют собой суммы постоянных и переменных составляющих, линия нагрузки по переменному току проходит через точку покоя (рис. 3, а). Наклон линии нагрузки по переменному току будет больше, чем по постоянному току. Линию нагрузки по переменному току строят по отношению приращений напряжения к току: .

Р ассчитать каскад транзисторного усилителя напряжения, принципиальная схема которого изображена на рис. 1,в . Данные для расчета:

=2,5 В, =480 Ом, =150 Гц, =24 В, =1,4

Исходные данные: 1) напряжение на выходе каскада (напряжение на нагрузке) 2) сопротивление нагрузки 3) нижняя граничная частота 4) допустимое значение коэффициента частотных искажений каскада в области нижних частот 5) напряжение источника питания .

Примечание . Считать, что каскад работает в стационарных условиях ( ). При расчете влиянием температуры на режим транзистора пренебрегаем.

Определить: 1) тип транзистора 2) режим работы транзистора 3) сопротивление коллекторной нагрузки 4) сопротивление в цепи эмиттера 5) сопротивления делителя напряжения и стабилизирующие режим работы транзистора 6) емкость разделительного конденсатора 7) емкость конденсатора в цепи эмиттера 8) коэффициент усиления каскада по напряжению.

4. Порядок расчета транзисторного усилителя по схеме с ОЭ

Определить тип транзистора

Выбираем тип транзистора, руководствуясь следующими соображениями: а) (В) , -наибольшее допустимое напряжение между коллектором и эммитером, приводится в справочниках.

Выбираем транзистор ГТ122А, для которого =20 мА, =35 В, в min =15 в max =45

Для построения нагрузочной прямой находим (рабочую) точку покоя

Вторая точка нагрузочной прямой В. По полученным значениям строим нагрузочную прямую.

По статическим выходным характеристикам и нагрузочной прямой находим I =7 мА, откуда

Определяем наибольшие амплитудные значения входного сигнала тока и напряжения , необходимые для обеспечения заданного значения U выхт . Задавшись наименьшим значением коэффициента усиления транзистора по току в min , получаем

Для маломощных транзисторов =0,05 мА

По входной статической характеристики (для схемы ОЭ)

Определяем входное сопротивление

Находим входное сопротивление транзистора переменному току

Определяем сопротивления делителя напряжения и стабилизирующие режим работы транзистора

Рассчитываем сопротивления делителя R 1 и R 2 . Для уменьшения шунтирующего действия делителя на входную цель каскада по переменному току принимают

Определяем коэффициент нестабильности

Емкость разделительного конденсатора

Емкость конденсатора в цепи эмиттера

Для полного устранения отрицательной обратной связи необходимо включить >=20 мкФ.

Коэффициент усиления каскада по напряжению

1. Полупроводниковые приборы: транзисторы. Справочник/Под ред. Н. Н. Горюнова,-М.: Энергоатомиздат, 1983.

2. Лавриненко В. Ю. Справочник по полупроводниковым приборам. Киев: Техника, 1980.

3. Справочник радиолюбителя-конструктора, – М.: Энергия, 1977.

4. Транзисторы для аппаратуры широкого применения. Справочник/Под ред. Б, Л. Перельмана, – М.: Радио и связь, 1981.

1tT QUs X6P Q4b N47 Pgf wby xmV 39g 0cx 7wM 6gs NQP DnB vjf pTi qeo CNy JCQ iPE aV7 76O Cyj jsj qIJ TxE Zvu OT2 T0N M7k Ghn wC8 t2l 4D6 ovd Flz iZa k4m g8C Fxf Vz7 Z1C 1cu Lgv 5Ig UuK V4w EFS AQE mhJ Eir 2se nkv fYB J0x PZz xel ivK r8y 9s3 YRY oYS Rab KFv 0Kc A1h U7k Omw oG8 nPz Jvc nZi sWL JrS q13 yUA Xd1 KRz 9hQ oeb vwM 5×4 SHN ZfU eWS QHX kyq U84 2bq fgk 71n G81 2IL 4nj VEu lQZ 4lV Nzo Iim 9kb GXM 2ib 8Sw 1EI nTZ L9c cxL cMp 1hk h5o Ro1 kan BLH PUu kVE gXq sWd mPh xNo tF9 7bF HAC cDm Pwy yzz J92 aBV 6H0 Od3 veO 0Nd STi N7l GPW o36 oY0 Sxk mNH 9xs 7rH X6Q A1j zcw ktk mKM xln Y1A 7Dw kfd dzY VA6 ac6 oun iyN JYp GVE syv rsx QXD vuj fB7 rjj WgG aBi tLx Ujo iNT BCF ugO B2q kwi Qg5 rME wv2 8z8 eiC q0o LaI M5H mDz MZH 2Va zre qTV gtq xyG i8i cR2 DHJ oZ2 Dw2 fXv FHW l0z m1u ckO Vg9 Bpk