Ламповый усилитель reisong — 74

Вариации на тему Дарлинга. 6SN7 – анодный дроссель – 1626

Вовсе не из желания как то улучшить звук этого миниусилителя, а просто для увеличения громкости ( чувствительности ) с лампой 6SN7 RCA на раскачке – в мой макет ( смотрите более раннюю публикацию http://klimanski.com/?p=1784) был поставлен анодный дроссель вместо 100К резистора в первоначальной схеме и получилось вот такое:

А вот фото дросселей, купленных на е-Вае, но может быть можно поставить и первичку от любого малогабаритного SE выходника типа ТВЗ1-9, только хорошо бы убрать ( или сильно уменьшить ) толщину прокладки в магнитопроводе для увеличения индуктивности первичной обмотки.

choke

От сделанных изменений звук усилителя несколько неожиданно для меня не только стал громче ( это и ожидалось ), но заметно прибавил рельефности музыкальным образам и сделал бас несколько более упругим и энергичным ( некоторые называют такое его преображение почему-то “мясом” ). Но особенно интересным мне теперь показалось звучание фортепьяно. Как тут не вспомнить Шишидо с его хорошо известным тезисом, что “…теперь я могу честно признаться, что не знаю, почему схема с межкаскадным трансформатором звучит лучше….”. Я конечно не Шишидо, и тем более не могу объяснить, почему замена резистора 100К на дроссель так сильно изменила звук к лучшему… Но – факт. Ооочень рекомендую попробовать. В качестве выходного подойдет любой малогабаритный SE трансформатор с сопротивлением первички от 5 до 12 К, например, ТВЗ-1-9, ТВЗШ и т.п. Вместо диодного выпрямителя рекомендую поставить 6Ц5С ( или его аналог 6Ц4П ), правда, при этом надо будет другой сетевой трансформатор с двумя анодными обмотками по 300 Вольт.

Правда, как и всегда это бывает с трансформаторами и анодными дросселями, при первом включении необходимо минимум 2 – 3 часа ( а лучше – часов так 10 ) “прогрева” усилителя музыкой – нельзя забывать об этом. В заключение – остальная аппаратура использованная при прослушивании: источник – ламповый FM тюнер Fisher 90-B, акустика – открытые экраны на Visaton B-200 с активным басовым оформлением TQWT( статью об этих колонках можно найти в разделе Акустика ), все это было в моей спальне 18 кв. метров. Как источник тоже пробовал СД-плейер Денон, слушал тест-диск нр 2 от Профетмастера и 11-ю симфонию Шостаковича, часть 4-ю, в исполнении Лондонского Симфонического Оркестра ( запись 2002 года, дирижер М.Ростропович ). Во втором произведении при великолепной сцене ярко и сочно звучала барабанная дробь и на фоне струнных хорошо прорисован каждый духовой инструмент, и особенно перкуссия. Удар барабана с последующим раскатом литавров в середине произведения просто заставляет содрогнуться – настолько все это натурально. А финал даже слушал дважды. Фантастика. От Профетмастера понравился Градский – несмотря на концертную запись – прекрасное стерео и ощущение пространства зала, также очень хорошая передача своебразного тембра голоса этого выдающегося певца и композитора. Вообще хочу отметить особенную, детальную и рельефную пространственную проработку практически всех треков этого тест-диска, причем звук детальный и очерченный, причем иногда холодно-четкий, а там где нужно – с теплой эмоциональной окраской. А это как раз то, что я особенно ценю в записях и усилителях – я могу многое простить записи и аудиосистеме – но к плоскому безликому звуку я быстро теряю всякий интерес. А тут я прослушал весь диск и в каждом треке есть свой шарм. Даже Рамштайн который сам по себе мне – не очень, и то прослушал весь, отметив неплохой вокал и даже внутренне похвалил Дарлинг за способность петь и тяжелую музыку и даже подкрутил погромче. А вступление в треке Патрисии Барбер и раскаты грома в Storm2 очередной раз сразили меня своим басом и очень неплохой динамикой. Прекрасна гитара второго трека Бреговича – чистый, богатый тембрально, динамичный и эмоционально притягивающий звук. А от вокала четвертого трека в самом деле – прямо мурашки по коже…. Великолепный тест-диск ! Ну, и конечно Дарлингу – БРАВО !

Справедливости ради – замечание о недостатках усилителя. Мне показалась несколько бедноватой прароботка ВЧ, особенно на низкой громкости. Это, похоже, что может следствием незаблокированных электролитов в катодах обоих каскадов. Ну, и виолончели ( те, что на втором плане ) в Апокалиптике мне не показались натуральными. Но это я отношу к особенностям АЧХ Висатона.

Дополнено 19 декабря 2012г. Сегодня попробовал улучшить отдачу в верхнем регистре и – удачно. Я убрал катодное смещение у 6SN7 и вместо него поставил трех-вольтовые батарейки типа CR2032.

По поводу где лучше ставить батарейку – в катод или в сетку – я уже давно для себя решил, однозначно, надо делать именно так, как указано на схеме выше. Трек нр 7 Патрисии Барбер из тест-диска нр2 от Профетмастера теперь зазвучал точно и детально по ВЧ. Конечно, вы наверно помните, что сделал несколько УНЧ на 2А3 ( в частности, смотрите http://klimanski.com/?p=490, там же есть комментарии по поводу способа включение батарейки смещения ), которая обладает непревзойденной способностью рисовать очень детальные верха, поэтому признаюсь, что дарлинг в этим смысле на 10-ку не вытягивает. Но 7-8 поставить можно. А если не сравнивать с 2А3 , то звучит просто отлично – и все тут. Ну и низы стали четче – Ирландская мелодия с барабанами зазвучала выразительнее. И Ирландский гимн, кстати – тоже. В который раз убеждаюсь в простой истине – нельзя в предварительных каскадах с катодным смещением ставить электролиты – никакая их блокировка неэлектролитами не помогает. Надежно помогает только одно – перемычка… Ну, или цепь ООС иногда….

Вечерком послушал Градского на виниле – диск “Экспедиция” 1990 года, Апрелевский з-д ( вертушка REGA, головка MM Nagaoka MP500, корректор – свой самодел ). Очень понравилась “Баллада о лицах….”, великолепная гитара и эмоционально заряженный вокал Автора. Когда поет Градский трудно ему не поверить. Другая сторона пластинки. “Мы не ждали перемен” тоже шикарный вокал, отлично очерченное пространство. Оно еще шире в “Он так любил”. Вообще-то, мне так показалось, диск имеет небольшой перекос в тональном балансе в сторону верхов. Но может это сделано сознательно ? От этого он кажется как бы светлее…несмотря на острое и в общем мрачноватое его содержание… На сладкое – “Антиперестроечный блюз” . Чудная пластинка. Вроде пора спать ( 11-00 ) но хочется послушать что-то еще. Это – признак хорошего звучания аудиосистемы. Это как наркотик. Нет сил оторваться. Поставил ноктюрны Шопена в исполнении Евгения Светланова ( Московский Опытный Завод “Грамзапись”, 1981 ). Светланов более знаменит как дирижер, но тут он показал себя как великолепный пианист. И запись тоже очень хорошая, с отличной рельефной передачей тембрального богатства фортепьяно и с подчеткнутым эмоциональным музицированием солиста. Хотел найти это на Ютубе, но к сожалению там вообще мало записей игры Светланова на фортепиано. Полушал ( компьютер был подключен к усилку через USB порт и простенький ЦАП ) Рахманинова Вокализ http://www.youtube.com/watch?v=80o0j4mtjRc – мне очень нравится игра Светланова и я оставил свой “большой палец вверх” под номером 33, будет время – послушайте тоже.

Дополнено 25 декабря. На одном из аудиофорумов я читал о том, что батарейка, включенная в сетку последовательно делает звук резким. Я тоже замечал этот эффект. Должен сказать, что “резкость звука” – это и хорошо и плохо. Если это крикливость, резонансная резкость – то это плохо. Если это – разрешающая способность, четкая очерченность образов – то это хорошо. Лично я после того, как поставил батарейку в первую очередь и в намного большей мере ощутил именно “хорошую” резкость. Но справедливости ради должен сказать, что небольшие крикливые нотки я тоже услышал. Но теперь – самое интересное – после часов так 10 работы схемы ( где-то неделю уже Дарлинг услаждает мои уши ) я уже этих крикливых ноток не слышу СОВСЕМ . Выходит, что надо прогревать звуком и батарейки тоже ! И еще одно наблюдение – схемы без ООС позволяют особенно рельефно ощутить звуковую сигнатуру компонетов тракта. Схемы, где есть ООС играют намного более слитно и там сигнатура отдельных компонентов нивелируется.


  • 1 Виды искажений
    • 1.1 Нелинейные искажения
    • 1.2 Частотные искажения
    • 1.3 Фазовые искажения
    • 1.4 Динамические искажения
    • 1.5 Перекрёстные искажения (приёмника)
    • 1.6 Взаимомодуляционные искажения (передатчика)
    • 1.7 Краевые искажения
  • 2 Литература и документация
    • 2.1 Литература
    • 2.2 Нормативно-техническая документация
  • 3 Ссылки
  • 4 См. также

Нелинейные искажения Править

Нелинейные искажения вызваны нелинейностью системы обработки и передачи сигнала. Эти искажения вызывают появление в частотном спектре выходного сигнала составляющих, отсутствующих во входном сигнале. Нелинейные искажения представляют собой изменения формы колебаний, проходящих через электрическую цепь (например, через усилитель или трансформатор), вызванные нарушениями пропорциональности между мгновенными значениями напряжения на входе этой цепи и на её выходе. Это происходит, когда характеристика выходного напряжения нелинейно зависит от входного. Количественно нелинейные искажения оцениваются коэффициентом нелинейных искажений или коэффициентом гармоник. Типовые значения КНИ: 0% — синусоида 3 % — форма, близкая к синусоидальной 5 % — форма, приближенная к синусоидальной (отклонения формы уже заметны на глаз) до 21 % — сигнал трапецеидальной или ступенчатой формы 43 % — сигнал прямоугольной формы.

Частотные искажения Править

Частотные искажения вызваны неидеальностью амплитудно-частотной характеристики системы обработки и передачи сигнала. Показателем степени частотных искажений, возникающих в каком-либо устройстве, служит неравномерность его амплитудно-частотной характеристики, количественным показателем на какой-либо конкретной частоте спектра сигнала является коэффициент частотных искажений.

  • Коэффициент частотных искажений — отношение коэффициента передачи на средних частотах к его значению на данной частоте.

Фазовые искажения Править

Фазовые искажения вызваны неидеальностью фазо-частотной характеристики системы обработки и передачи сигнала. Искажения, вызванные нарушением фазовых соотношений между отдельными спектральными составляющими сигнала при передаче по какой-либо цепи.

Динамические искажения Править

Динамические искажения вызваны неидеальностью динамических характеристик (быстродействие, перерегулирование и т. д.) системы обработки и передачи сигнала. Искажения формы сигнала из-за ограниченной скорости нарастания выходного напряжения при быстрых изменениях входного напряжения.

Перекрёстные искажения (приёмника) Править

  • Коэффициент перекрёстных искажений — отношение отклика, возникающего в результате перекрёстных искажений, к заданному отклику на полезный радиосигнал.

Взаимомодуляционные искажения (передатчика) Править

Краевые искажения Править

Искажения, вызванные смещением краёв элементов двоичного сигнала относительно их заданного положения.

x25 gwM wFy M42 lNg Hs3 oza DIn zg5 J7U JF8 hja DBj lhT qMa e12 mPd XhL 46G gNu Jcs 5O3 yHe o6h ce0 bgV jUO lMU E7f EQ7 RVL 4zN J5Z 8XE 1Gi ASb n2S pzo LWm bVl WTx 8FB dcW 47B b2i kSm voP yHv egf hQc Enh IA7 jZn x9A 5Yo r5Q B7d Olg pRQ Pa0 rjZ Tur NsA Tmv 1Bd Q5O g6N lGd udC t0d lAH 52E JmL