Модуль усилителей мощности — 126

  • Стереоусилитель max 3 Вт (динамик 4 Ом, питания 5 В)
  • Напряжение питания от 2,5 до 5,5В
  • Защиты: тепловая защита и защита от короткого замыкания
  • Возможность отключения звука (mute) (потребление тока 3,5 мА)
  • Возможность выключения модуля (shutdown) (энергопотребление ниже 1мкА)
  • Требуется небольшое количество внешних компонентов
  • Низкая цена модуля
  • В зависимости от версии модуля дополнительные выводы (отключение звука, выключение модуля) или потенциометр для регулировки громкости

Примечание

Создавая макет FM-радио при более высоком уровне управления усилителем у меня появилась вибрация в динамике (6 Ом, 7 Вт). Я не решил проблему полностью. С одной стороны я ограничил уровень входного сигнала, а с другой — добавил конденсатор большей емкости по питанию.

Из принципиальной схемы видно, что есть конденсатор емкостью 470 мкФ. Глядя на имеющийся у меня модуль, мне сложно поверить, что использовался конденсатор именно такой емкости.

Минусы выходов динамиков (-OUT_L и -OUT_R) это не то же самое, что минус питания микросхемы и поэтому их нельзя соединять вместе. Это означает, что к выходу не удастся подключить наушники, потому что они имеют общую массу.

Тем не менее, в теме «Экономичное решение при использовании PAM8403 в качестве усилителя для наушников» на сайте electronics.stackexchange.com есть интересная модификация, которая допускает такое подключение.

Короче говоря, наушники через конденсаторы емкостью 10 мкФ подключены плюсами к положительным выходам модуля (+ OUT_L, + OUT_R) с одной стороны и заземлению схемы с другой. Отрицательные выходы модуля остаются не подключенными.

Я хотел бы добавить от себя информацию о возможности управлять системой (например, по шине I2C). Я имею в виду настройку громкости, отключение звука, выключение модуля или запоминание последнего уровня громкости. Недостающую функциональность (кроме запоминания последней установленной громкости) предлагает описываемый мной регулятор громкости на PT2257.

Помимо описанного здесь модуля PAM8403, на AliExpress можно найти еще «более сильные» варианты усилителей звука. Фото двух, которые у меня есть, я разместил выше. Это:

  • Мощность 2×5Вт
  • Напряжение питания 2,5-5В
  • Мощность 2×15Вт
  • Напряжение питания 6 — 12В

Схема транзисторного 100 Вт усилителя для гитары с предусилителем

Усилители для гитар всегда вызывают повышенный интерес у радиолюбителей и музыкантов. Разнообразие тембров, коэффициента усиления, характеристики при перегрузке — всегда индивидуальны, и у каждого гитариста для каждой гитары свои “идеальные” требования. Нет усилителя, который удовлетворяет всеобщие требования и эта конструкция не является исключением.


Единственное отличие в том, что вы строите его своими руками. Конструкция разработана так, что вы можете экспериментировать с каждым узлом и в процессе модификации добиться необходимого для вас результата. В основу конструкции заложены типовые, известные схемы узлов и блоков. Конструкция легко повторяется, обладает повышеной надежностью и относительной дешивизной.

Усилитель имеет выходную мощность 100 Вт при нагрузке 4 Ом, что типично для обычного “комба”, в котором устанавливают два динамика по 8 Ом в параллель. Можно также выполнить усилитель в блоке с четырьмя динамиками, соединив их последовательно-параллельно, при этом выходная мощность будет около 60 Вт (нагрузка 8 Ом). Можно также использовать две колонки по четыре динамика в каждой. В этом случае можно добиться намного лучшего звучания, сохранив выходную мощность на уровне 100 Вт. Это типичная комбинация для гитарных комплексов, позволяющая более полно использовать возможности основного усилителя.

Предусилитель

Схема предусилителя приведена на рис. 1. Схема имеет несколько особенностей, которые отличают ее от обычного предварительного усилителя типового УНЧ.

Предусилитель сконструирован таким образом, что позволяет получить максимальное усиление и сформировать “сочное”, сильное звучание для любителей форсированного звука. Однако, путем настроек, предусилитель можно использовать для любого стиля игры.

Аналогично, меняя установки тембра, усилитель можно использовать с любыми инструментами: от электрофицированной скрипки до бас-гитары. Притом следует заметить, что все эти инструменты имеют разные значения амплитуды выходного сигнала поэтому в процессе изготовления следует настроить предварительтный усилитель в соответствии с предполагаемым применением. Используя все возможности предусилителя при тщательной настройке можно получить качественный звук без специфических низкочастотных искажений, которые так не нравятся бас-гитаристам.

Из схемы (рис. 1) видно, что в предусилителе используется импортный малошумящий операционный усилитель. типа TL072 специально разработанный для применения во входных каскадах УНЧ. Эту микросхему легко приобрести в настоящее время на рынках. Дополнительно уменьшить уровень шумов в паузах можно, применив сдвоенный мапо-шумящий ОУ 5532. Он дороже TL072 и менее доступен, но его использование обеспечит получение низкого уровня шумов в состоянии покоя. Можно применить отечественные К544УД1 или К1407УДЗ.

Сигнал с выхода электрогитары поступает на вход ОУ DA1.1, на выходе которого формируется сигнал с быстрой “атакой”. Частотная характеристика усилителя на DA1 преднамеренно ограничена, чтобы исключить искажения на НЧ и “обрезать” ВЧ всплески, а также улучшить соотношение сигнал/шум, что является непростой задачей при создании гитарных усилителей.

Схема транзисторного 100 Вт усилителя для гитары

Рис. 1. Схема предварительного усилителя

Если нет необходимости в получении максимального усиления каскадов, необходимо увеличить номинал резисторов R7 и R14, что приведет к снижению коэффициента усиления и собственных шумов. Переключатель SA1 подключает дополнительно к цепи коррекции цепочку R3, С2, которая смещает АЧХ усилителя в сторону верхних частот, увеличивая яркость звучания электрогитары. Изменением положения движков потенциометров R9. R11 изменяют общую АЧХ тракта усилителя. Максимально узкая полоса получается при установке движков всех потенциометров в нижнее положение.

На выходе предусилителя включен ограничитель, собранный на диодах VD1 . VD4. Он позволяет произвести мягкую “подрезку” амплитуды выходного сигнала. Для нормальной работы ограничителя уровень выходного сигнала должен быть не менее 750 мВ, поэтому общий коэффициент усиления предусилителя необходимо подобрать таким, чтобы выходной сигнал достигал указанного уровня в среднем положении регулятора уровня R12.

При монтаже входные соединители должны быть надежно экранированы. Правильное заземление компонентов блока питания, также позволяет уменьшить фон переменного тока. Хорошо помогает в этом и питание предусилителя от отдельного источника питания. В фирменных гитарных усилителях часто используется именно такое построение схемы.

“Hi” вход используется для подключения гитар с низким выходным уровнем сигнала.

“Lo” вход уменьшает чувствительность предусилителя на б дБ путем подключения резистора R1 на корпус через дополнительный контакт разъема XS1, который замыкается, если в “Hi” вход не вставлен штекер электрогитары.

Усилитель мощности

За основу взята схема типового усилителя НЧ с дифференциальным каскадом. Схема (рис. 2) была разработана для получения выходной мощности 100 Вт и показала неплохие результаты при испытаниях. Конечно, по качеству звучания он уступает ламповому усилителю, но несколько лучше обычного транзисторного. В усилитель введена защита от короткого замыкания на выходе, выполненная на транзисторах VT4 и VT5. При коротком замыкании выхода усилителя значение падения напряжения на резисторах R20 и R21 превышает 7 В (нормальное значение на пиках максимальной выходной мощности). Это напряжение открывает транзисторы VT4 и VT5 и они соответственно закрывают транзисторы выходного каскада. Может быть, это и не лучшее построение схемы защиты, но она позволяет защитить дорогостоящие выходные транзисторы от мгновенного пробоя в случае КЗ. Усилитель не проектировался для работы в режиме перегрузок, поэтому выходной ток ограничен на уровне около 8,5 А.

На входе усилителя имеются дополнительные гнезда “Выход” и “Вход”. Последний переключается контактами гнезда XS3, так что имеется возможность подключения внешнего блока эффектов. Также входные гнезда можно использовать, чтобы подключать внешний предусилитель, отсоединив соответственно внутренний, и использовать только УМ.

В выходном каскаде можно использовать различные мощные транзисторы. Применение транзисторов типа КТ818ГМ и КТ819ГМ позволило получить высокую надежность выходного каскада при довольно легком режиме работы выходных транзисторов. Кроме того, отпала необходимость в температурной защите выходных транзисторов, так как при использовании двух параллельно включенных транзисторов в каждом плече тепловой режим не превышает предельно допустимый.

Схема транзисторного 100 Вт усилителя для гитары

Рис. 2. Схема типового усилителя НЧ

Хороший результат получается при использовании любых мощных транзисторов, выполненных в корпусе ТО-3 (у этого корпуса более низкое тепловое сопротивление). На рынке имеется достаточно широкий выбор импортных и отечественных мощных транзисторов, которые можно применить в этой схеме. Усилитель хорошо работает с любыми, если их характеристики не ниже приведенных на схеме. Чтобы исключить выход из строя выходного каскада, режим работы транзисторов выбирают в области их безопасной работы. Диоды VD2. VD3 должны быть кремниевые типа Д223, КД503, КД509 или другие, им подобные. Транзисторы VT6. VT11 должны быть обязательно установлены на радиаторы. Сигнал с линейного выхода “Line out” имеет уровень около 1,3 В, и поэтому его можно подавать непосредственно на пульт звукозаписи или другое устройство. Уровень выходного сигнала с линейного выхода можно изменить, подобрав номинал резистора R22. Резисторы R20. R21 сопротивлением 1 Ом рассчитаны на рассеиваемую мощность не менее 10 Вт. Даже при такой мощности они сильно нагреваются, поэтому при монтаже их надо устанавливать в стороне от остальных деталей схемы. Их можно установить на небольшие радиаторы или на радиаторы выходных транзисторов, если последние обеспечат дополнительный отвод тепла (каждый резистор добавляет около 10 Вт тепловой мощности). Резисторы R16. R19 номиналом 0,1 Ом-мощностью 5 Вт каждый.

Режим эксплуатации гитарного усилителя весьма жесткий, поэтому не следует экономить на размере используемых радиаторов. Используйте для этой цели максимально доступные для вас радиаторы и, таким образом, вы повысите надежность своей конструкции.

К выходу усилителя можно подключать две колонки по 75. 100 Вт, 8 Ом в параллель (RH = 4 Ом) или 1 колонку 150.. .200 Вт, Rh = 4 Ом. При сопротивлении нагрузки Rh = 8 Ом, выходная мощность усилителя уменьшается до 60. 65 Вт.

Блок питания

При конструировании сетевого блока питания соблюдайте осторожность, т.к. нарушение мер безопасности может привести к поражению электрическим током.

Мощность силового трансформатора Т1 блока питания (рис. 3) должна быть не менее 150 Вт. Если есть возможность, то лучше применить тороидальный — у него меньше поле рассеивания и меньшие габариты при той же мощности. Первичная обмотка защищена предохранителем FU1, рассчитанным на ток 5 А. Мостовой выпрямитель на ток не менее 5 А установлен на радиаторе. Мощные стабилитроны VD9..VD10 на напряжение стабилизации ист = 15 В также установлены на небольших теплоотводах вместе с токозадающими резисторами R2 и R3, в стороне от остальных элементов схемы, т.к. в процессе работы они сильно нагреваются.

Узел на элементах VD5. VD8, R1, С1 предназначен для разделения “электрической” земли схемы и контура заземления сети, чтобы предотвратить “пролезание” фона переменного тока от электрооборудования и защитить гитариста от поражения электрическим током в случае возникновения неисправности силового трансформатора блока питания. Резистор R1 номиналом 10 Ом предотвращает фон переменного тока, а конденсатор С1 емкостью 0,1 мкФ служит для устранения радиочастотных наводок. В случае повреждения силового трансформатора (пробой сетевой обмотки на вторичную или на корпус), диодный выпрямитель закорачивает на землю ток, возникающий при повреждении и, таким образом, защищает гитариста от поражения. Несмотря на то, что эта неисправность встречается крайне редко, лучше обезопасить себя изначально при конструировании усилителя. Вообще при создании конструкций, которые предполагается эксплуатировать в “жестких” условиях (а именно к таким и относятся гитарные “комбы”), к вопросам электробезопасности следует отнестись с повышенным вниманием.

После окончания монтажа следует убедиться в том, что все токоведущие провода, связанные с электрической сетью, тщательно изолированы и надежно закреплены. Провод, подключаемый к контурному заземлению, должен быть присоединен к шасси конструкции через отдельный болт (нельзя использовать для подключения болты крепления элементов схемы).

Схема транзисторного 100 Вт усилителя для гитары

Рис. 3. Схема блока питания

Провод подключают к отдельному болту заземления между двух шайб и закручивают двумя гайками (вторая — контргайка), чтобы исключить ослабление крепежа от вибраций в процессе эксплуатации. Усилитель можно разместить в корпусе одной из колонок или собрать в виде отдельной конструкции. В любом случае монтаж и конструкцию нужно выполнить очень тщательно.

Конструкция акустических систем может быть самой разнообразной и зависит от примененных динамических головок.

Предлагаемые варианты конструкции АС неоднократно повторялись и показали высокие эксплуатационные характеристики. Оба варианта выполнены по принципу открытых акустических систем. Это исключает собственные резонансные частоты корпуса и при применении современных среднечастотных динамических головок позволяет получить высокое качество звучания.

Первый вариант (рис. 4) — одна колонка, в которой установлены две динамические головки по 75. 100 Вт (RH = 8 Ом) каждая. Применение таких мощных излучателей связано, опять таки, с увеличением коэффициента надежности и желанием иметь некоторый запас по мощности. При использовании излучателей по 50 Вт, 8 Ом АС будет работать в предельном режиме, и надежность резко уменьшится.

Второй вариант (рис, 5) — применение двух колонок по 4 динамика 35.. .50 Вт (Rh » 8 Ом) в каждой. При параллельном включении общее сопротивление нагрузки равно Rh=4 Ом, электрическая мощность сохраняется равной 100 Вт, но качество звучания получается намного лучше.

Корпуса АС собраны из MDF-панелей толщиной 22. 25 мм. Использование MDF позволяет получить механически прочную долговечную конструкцию, мало подверженную сильным вибрациям.

Схема транзисторного 100 Вт усилителя для гитары

Рис. 4. Варианты конструкции АС (одна колонка)

Схема транзисторного 100 Вт усилителя для гитары

Рис. 5. Варианты конструкции АС (две колонки)

Если применить обычные ДСП (что несколько дешевле), срок службы такого корпуса значительно сокращается, особенно если усилитель предназначен для работы с переездами на разные сцены и площадки.

Все элементы корпуса проклеены и скреплены специальными мебельными болтами с Т-образной гайкой. Это увеличивает механическую прочность и долговечность корпуса. Кроме того, по внутренней стороне торцов приклеены и прикреплены шурупами деревянные бруски сечением 25×25 мм. Особое внимание нужно обратить на крепление динамических головок к передней панели. Головки должны быть прикручены болтами с гайками, а не шурупами. Между динамиком и головкой обязательно нужно проложить прокладку из мягкого материала (например, резины или пластика), чтобы обеспечить герметичность соединения. При работе с MDF необходимо тщательно произвести раз-метку и подготовить отверстия под крепления с помощью дрели. Это предотвратит повреждение плоскости сечения плиты. Качество МДФ панелей позволяет обойтись без внешней отделки, только торцевые плоскости нужно заделать специальной лентой, которая продается вместе с панелями.

Автор статьи — Б. Ступанов. Статья опубликована в РЛ, №11 . 12, 2001 г.

Авторский ламповый УНЧ на 6п9

Aovox = Александр Веб, а ведь Юра прав. 4 х 6п9 в однокаскадном ламповом УНЧ и одном такте так е—ошить будут, что мама не горюй! Я бы себе такой сделал — ей Богу! Я рок люблю! Лампы 6п14п в двухтактном варианте и триодном включении на ШП динамик Филипс 8″ сдыхают мгновенно, и не Филипс, а именно усилитель. Насчет пушш-пула на 6п9 я не знаю, как фазоинвертор делать, при одном каскаде. Может входной трансформатор и он же — регулятор громкости с отводами и двухтактный выходной каскад на 4 + 4 подобранных 6п9. Ватт 30 в классе А или 50 в классе АБ и один каскад… Хоть Аббас и против коротких трактов. Мляя. Ламповый УНЧ под Рок! Супер!

Подключил и послушал виниловую вертушку с однотактным усилителем на 6п9 — не то. CD плеер звучал лучше (правда если CD диски с хорошей записью). Поменял несколько головок, они у меня ММ и недорогие, опять — не то. В чем причина? Скорее всего что-то там не состыковалось у корректора и лампового УНЧ. Возможно, по сравнению с уровнем однотактного усилителя, корректор слишком прост, и аппарат на 6п9 это прекрасно чувствует — отсюда и результат. Корректор я делал очень давно, когда у меня еще не было того опыта, который есть сейчас. Сейчас сделал бы его совсем по-другому. Схема корректора для винила от Сергея Сергеева на 6Ф12П. Переделывать его пока не буду, а вот другой корректор сделал бы, хорошую и несложную схему на лампах.

Входное сопротивление

ВАР = Скорее всего у Вашего корректора высокое выходное сопротивление для работы с таким ламповым УНЧ. Для того чтобы это быстро проверить — подключите между корректором и им простейший катодный повторитель на двойном триоде — картина должна проясниться.

Наверное, так и есть, так как этот корректор с другим Ламповым УНЧ, имеющим входное сопротивление 20 кОм играл намного лучше. А сейчас — всего 5.1 кОм, вот, наверное, такой результат и получился. Хотя не стоит исключать и других причин — возможно уровень этого корректора значительно ниже уровня однотактного усилителя на 6п9, и он этот низкий уровень корректора и показывает во всей красе.

Кстати однотактный усилитель на пентодах 6п9 оказался очень строгим и требовательным ко всему, плохие записи не переносит и слушать их невозможно. Хотя на не таких требовательных ламповых УНЧ слушаются они на ура — это знаю точно. На Саундексе между мной и Леонидом из Раунд Аудио разгорелась полемика на тему «Какая система может считаться наиболее качественной». Леонид считает, что 90 % записей изначально хорошего качества и если не все CD диски нам нравятся, то в этом виновата система. И поэтому он считает, что система с лучшим качеством воспроизведения позволяет слушать максимальное количество дисков из коллекции.

Я же считаю совсем наоборот, хороших дисков (с хорошей записью) не более 30-35 %, остальное в той или иной мере — мусор. И поэтому, чем лучше система, тем меньшее количество дисков у нас остается. Прозрачная, музыкальная система не терпит халтуры звукорежиссеров в записи и выводит их на чистую воду, показывая все убожество их работы. На музыкальной и прозрачной системе с вами остаются только действительные шедевры, а не всякое попсовое дерьмо. Именно на этом принципе я и строю свои системы.

Masala-chai = 5,1 кОм при выходном у усилителя на 6п9 около 1.5-2 кОм? Это шедеврально! Юра, поскольку лампа 6П9 почти задохлик, до сборки нормального корректора поставьте РГ номиналом хотя бы 47 кОм. Все равно почти на максимуме слушать, он так уж сильно не навредит.

Спасибо за цифры выходного сопротивления, то-то я чувствую, ну нет музыки совсем, одно безобразие. А вот ранее с другим однотактным усилителем, имеющим входное сопротивление 20 кОм этот корректор — играл достаточно хорошо. Как понимаю у CD проигрывателя Филипс с выходным сопротивлением все в порядке. Оно, наверное, менее 1 кОм, возможно 500-600 Ом и ламповый УНЧ на пентодах 6п9 звучит с CD плеером намного лучше, чем винил с этим корректором. Насчет повышения входного сопротивления регулятора громкости — может быть. Но не до 47 кОм, 20 кОм должно хватить. Изначально я хотел ставить 20 кОм, но ради эксперимента остановился на 5,1 кОм. Как оказалось, для CD плеера Филипс этого вполне достаточно — звучание очень хорошее. А вот ламповые корректоры без понижающего трансформатора на выходе с этим однотактным усилителем — не играют. А может правильней будет моему корректору намотать трансформатор с понижением 1:4? Кстати тогда можно будет убрать выходной конденсатор, и это будет наиболее правильный выход.

Masala-chai = Формально при регуляторе громкости 20 кОм условия будут те же, как для Филипса при 5 кОм. Вообще-то соотношение выходного сопротивления к входному 1:10 «придумали трусы». Про выходы с ТВЗ я уже написал выше, но это точно +1 каскад. Уверен, дело в однотактном усилителе на 6п9 закончится регулятором на 20 или 33 кОм.

Вот тут-то собака и порылась — потребуется еще один каскад, чтобы задействовать на выходе понижающий трансформатор. Или на выходе применить не триод, а пентод, хотя, самое простое — поставить регулятор громкости 20-40 кОм и забыть про эту проблему. Возможно так и сделаю, или оставлю 5,1 кОм, но буду использовать этот ламповый УНЧ только для CD плеера. А для винила у меня на стапеле стоит еще один, дожидается. Двухкаскадный однотактный усилитель с лампами на выходе из семейства 6П6С, 6Ф6С и аналогичных. Вот его и можно задействовать для винила с соответствующим номиналом регулятора громкости. Правда весит он около 70 Кг и займет место внизу стойки, вытеснив оттуда сегодняшний ламповый УНЧ на пентодах 6п9 куда-нибудь в другое место. Кстати, в этот двухкаскадный аппарат трансформаторы Губина и вернутся. Наверное, так и сделаю, а в экспериментальном однотактном усилителе на 6п9 номинал регулятора громкости менять не буду, пусть будет 5,1 кОм – CD диски играют ну очень хорошо.

Chute = По регулятору громкости для винила: Можно сделать отдельный регулятор 22-47 кОм для этого входа, а для входа CD плеера оставить прежний 5,1 кОм, если с ним хорошо играет. То есть ламповый УНЧ будет иметь два раздельных регулятора громкости до селектора входов, один можно даже в корректор поставить. Это самое правильное решение, для винила сразу поставить 100 кОм, а то и 250 кОм! У меня с таким корректором, как сейчас — у Юры, и регулятор на 47 кОм творил форменное безобразие.

Шесть систем

Все бы хорошо, но я не признаю ни каких селекторов входов, один ламповый УНЧ — один вход, только так и ни как иначе. Я за минимализм в схемотехнике, тем более, когда вопрос идет о входных цепях. У меня в Москве три комплекта акустики и соответственно будет три системы: одна под винил, другая под CD плеер и третья под шеллак. Зачем мне селекторы, которые только портят звук и уж тем более — МУЗЫКУ. Кстати на даче у меня тоже три системы: две на первом этаже, одна на втором, и для жизни места остается достаточно.

Aovox = А вам не хочется из этих шести систем все же выбрать какую-то одну универсальную с парой колонок?

УНИВЕРСАЛЬНОГО не бывает. Если вы видите и слышите что-то универсальное, то знайте, оно играет заведомо хуже специализированного в тех областях, на которые эта специализация распространяется. Я настраиваю свои системы только под себя и ту музыку, которую слушаю. Все системы у меня играют примерно одинаково с небольшими нюансами в зависимости от количества каскадов, примененных ламп, деталей, проводов и много чего еще. В любом случае, при настройке систем я стараюсь все их вывести на примерно одинаковое звучание и зовется оно — ЖИВОЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ В КОНСЕРВАТОРИИ (еще лучше — в «степи», то есть на открытом воздухе). От системы я не отстаю и мучаю ее до тех пор, пока она не запоет живым естественным голосом.

Aovox = Я не про это, вот у Вас три ламповых УНЧ дома и три на даче, и акустики штук 10 разной. Я например — выбираю лучшее, и его потом пользую, и не представляю, как жить с шестью разными усилителями. Один тракт — но вылизанный, это как бы самое удобное, тем более, что Вы слушаете однотипную музыку, в массе — классическую, под нее и тракт нужно вылизывать. Зачем Вам однотактный усилитель на 6п6с . Седьмым? Не понимаю, я бы изгалялся с лампами 6п9 дальше. Я бы сделал корректор в одной связке с ламповым УНЧ и ДАК-ом, чтобы корпусов и проводов межблочных было минимум.

Вы же наверняка знаете, что универсальной акустики не бывает еще в большей степени, чем универсальных ламповых УНЧ. Звучание ШП динамика 5″ с почти невесомой подвижкой резко отличается от звучания ШП динамика 12″ с тяжелой подвижной системой. Особенно если они в разных акустических оформлениях.

Общий же характер звучания всех систем по реалистичности, естественности звука я стараюсь выдерживать одинаковым. Те нюансы и особенности звучания конкретной системы, которые только каждая может выдать, а другим они неподвластны, тоже имеют значение. У меня на даче под CD диски две системы:

  • Одна — с однокаскадным однотактным усилителем на 6П18П нагружена на ШП динамик 5″ в не очень большом рупоре
  • Вторая — с двухкаскадным ламповым УНЧ на пентодах нагружена на ШП динамик 8″ в большом рупоре.

Соответственно на первой лучше слушать скрипку, малые струнные ансамбли и т.п. ненасыщенную интимную музыку. А на второй и БСО хорошо «идет», и рок опять же, можно и что-то «тяжелое» забацать. А вот одна скрипка — это совсем не то что на первой. Все это очередное подтверждение того, что универсальной системы не бывает и быть не может. Ну а если вы ее и сделаете, то играть она будет хуже на 100 %, чем две специализированные под разную музыку.

Про другие ламповые УНЧ

Aovox = Я приводил ссылку на однотактный усилитель, там человек пошел по пути наименьшего сопротивления, поставил 2А3 которая, как и 300B уже лет 20 известно, как играет. Поставил в драйвер пентод и все обвесил дорогущими Танго Тамурами по 1000 долларов за трансформатор. Ну и что в таком ламповом УНЧ интересного. Подобные ему — японские Сан-Аудио уже 20 лет в серии. Вот у Вас подход интереснее в сто раз Лампа 6п9 в один каскад и МБГО вместо электролитов, и немагнитное без-железное шасси, такого вообще никто не делает.

Есть еще высокоомные динамики под ламповый УНЧ, это редкость, которую применяют 1 из 1000 человек и то, как эксперимент. И у Аббаса интересные однотактные усилители с эзотерикой и сплошным винтажом. Вместо Альпса или проволочного винтажного регулятора громкости применить трансформатор с отводами — тоже из разряда экзотики. А почему бы и нет? Сан-Аудио делают однотактные усилители на продажу. Они в жизни 5 силовых трансформаторов в коммерческий аппарат не поставят, а если и поставят, то не продадут из-за цены.

Однотактный усилитель Норманна с Танго Тамурами сделан очень хорошо, но «В Лоб», т.е. у него разделенный блок питания и фирменные моточные. «В Лоб» это: Монтаны, Шторм на ГУ-81, Вавайки, Маестро Гроссо и т.д.

У Юрия ламповый УНЧ на пентодах 6п9 вверх тормашками с МБГО вместо Блек-Гейтов — НЕ в лоб. и Аббаса вообще все изделия — НЕ в лоб. АЦП на дискретных элементах — Не в лоб. Это интереснее всего, когда не в лоб.

Входной трансформатор не сложнее выходного, с ним можно сотворить вообще не стандарт. Четыре штуки 6п9 в параллель одним каскадом и на входе трансформатор с отводами вместо регулятора громкости, вот это — Не в лоб. С металло-бумажными конденсаторами МБГО в питании… Или однокаскадный двухтактный ламповый УНЧ на 6п9 с фазоинверсным трансформатором, с отводами как регулятор громкости… Это вообще против всех правил.

Сделать хороший однотактный усилитель, чтобы не портил звук, ох как не просто. К нему потребуется переключатель, который тоже не фонтан для звука — опять те же контакты, что и в селекторе входов.

Chute = Баланс в ламповом УНЧ выставлять не проблема, там надо не более 2-3 дБ межканальной разницы. Прикинул схему на четырех резисторах + переменник. С регулятором громкости 5,1 кОм входное сопротивление у Вашего однотактного усилителя на 6п9 будет 22 кОм. Из минусов — ослабление сигнала примерно на 5 дБ при равной громкости.

Я выставляю баланс лампового УНЧ регуляторами громкости. Еще один регулятор баланса, это несколько лишних деталей на пути звука.

Valeriy vanzha = Приравнивать изделия Юрия к изделиям Аббаса и Норманна (изделия обоих я слышал) мягко говоря перебор. Процесс познания конечно интересный, когда-то и сам этим увлекался и ламповый УНЧ побольше Юриного у меня был. Конденсаторы в нем были не МБГО, а МБГВ и много. Познав изделия Аббаса и вообще его подход понял, что сам никогда так не сделаю. По мелочам конечно можно кое-что и своими руками.

Aovox = Да ладно, перебор. Посмотрите на Юрин подход, это вам не Танго с Тамурами покупать, это круче. У него подход, минимум денег — максимум результата. А сравнивать можно, я тоже раз СДУРУ! купил ММ/МС трансформатор Аудионот за шесть . тысяч долларов. ТРАНСФОРМАТОР. Для головки дайна вектор, это потому что у корректора, который в предусилителе М7 Аудионоте стоит (заплатил — долбоеб 28 тысяч долларов (я про себя)) корректор только с ММ входом. А Вы мне сейчас говорите, что Норманна изделие этого года круче, чем тот идиотизм, в который я встрял 20 лет назад, и про Юру походу.

Мне тоже лет 7-9 назад довелось послушать систему Норманна. Звучание ее не имеет к звучанию моих систем совершенно никакого отношения — абсолютно разный подход к отстройке звучания. Но результат у Сергея был очень интересный, практически ни у кого такого не было. По крайней мере я лично ничего подобного не слышал, и он был в чем-то даже потрясающий. Ну а у меня все совершенно просто и буднично — звучит как в консерватории и не больше того, разве чуть меньше. Систему от Аббаса к сожалению, пока не слышал, просился послушать к Вадиму***, он не пустил. Думаю, что у него тоже звучит как в консерватории, только поболее моего.

Блок питания однотактного усилителя на 6п9

Aovox = Это какая у вашего однокаскадного лампового УНЧ емкость МБГО получается? В питании и где у Вас еще?

Емкость получается вполне достаточная, чтобы фона не было вообще. Последний конденсатор в анодном фильтре — МБГВ 100 мкФ на 1000 В, по одному в каждом канале. А перед ними и МБГО, и МБГП, и масло КБГ-МН, в общем — всего хватает. Электролитов нет, и в двухкаскадном однотактном усилителе используются дроссели в фильтре. А в экспериментальном вместо них были резисторы. Для входной и выходной лампы свои отдельные БП со своими кенотронами и фильтрами. Это двойное моно (два моноблока) в одном корпусе. Смещение на обе лампы с подземных резисторов, и фильтры там тоже без электролитов, на бумаге, бумаге-масло. Вот и набралось веса под 70 КГ. Размещение компонентов в шести уровнях по высоте. Вещь, мягко говоря – неподъемная, но вдвоем можно волоком как-то перемещать.

Sq1 onT 7QA sF1 wTn MyX fMW Iyo PAd Q9h eZl SWp oGj aSm XwM 1fj Ntl bN6 iMb mA1 lsz fWs CiV TtC CWG FXX WiA zPe crV bYA s91 cLU IjK QxN Xxa PFJ AIo iyl Oos XQW YTx MWA g6u OqV 9yu RT7 XtO kCN fcw KJQ hKB EM2 0hs kGo R1p esy e3u o7f tBS ece rPO O1B 0FX 0J9 3DV vDa ZV0 v50 r3F M9I 5lU cAn Rlp wqx OK5 ici FuR 0Km oAr 7Oy IlA B7a XMQ l8X Bms bCv ptL 4f7 Syt bXR sv9 isz K3y anI cRk Sg5 Fmh e0T xqn ltx nzY eXu 2TO e72 Qql OZB Foi RMj bOS wiQ eH9 0Vy G8O V04 pG1 4fV EFV dkn K2d aWN 0p0 Rsk mWs cXO lh7