Про ламповые усилители — 91

Антология ЛАМПОВЫЕ УНЧ 1970-2013 — смотреть видео

АНТОЛОГИЯ «ЛАМПОВЫЕ УНЧ»
по материалам РАДИО» журналов» 1970-2013 гг

Я не преследую цель некую создать библиотеку схем ЛАМПОВЫХ УНЧ. задача Моя — показать ТЕНДЕНЦИЮ.
Переворошив свою журналов коллекцию РАДИО (1955 -2013), я хотел как, показать с течением времени менялся интерес к теме данной, и как часто схемы ламповых появлялись УНЧ на страницах журнала.
Хотелось бы отметить что, также схемы различных ламповых УНЧ, кочуют которые из сайта в сайт (без указания зачастую, первоисточника выдаваемые за собственные схемные творения) именно произошли отсюда, из журнала РАДИО!

№3, с. 33, для Усилители акустических систем с электромеханической обратной 6Ф1П, связью + 2х 6П18П (двухтактно-параллельный вых. Uвх), каскад – 0,5-0,7 В, Рвых – 8 Вт

№7, с.35 , Радиокомплекс (начало)

№8, с. , Радиокомплекс (Радиокомплекс)

№9, с. 38, продолжение (окончание серии №№7,8) схема и конструкция УНЧ-стерео, 6Н2П + 6Н2П + 2х 6П14П (в каждом ультралинейный), канале, стрелочный индикатор стереобаланса, Uвх – 0,18 В, 000 – 10 Вт, к.н.и. 1955-1969

Ламповый усилитель се

«Звук, передающийся по наследству. «

Сразу скажу, что если вы только в начале «лампового пути», то описание этого усилителя может быть для вас лишь информацией к размышлению, и я никак не могу рекомендовать его вам для покупки. Этот усилитель может быть интересен только искушенным владельцам усилителей на лампах 300В, 2А3 и AD-1. Ценовая категория не важна. Чем дороже, тем лучше.

Информации о 45-ой лампе в Рунете практически нет. В англоязычном интернете- море. Общее мнение буржуев по звучанию усилителей на прямонакальных триодах: 2А3 лучше 300В, а 45-я лучше 2А3. Лично у меня было неск. реализаций 300В и 2А3. Звучание их в общем мне нравилось, но что-то меня не устраивало до конца. Какое-то ощущение незаконченности и недосказанности. Трудно объяснить словами. Мне было ясно одно: я еще не сделал усилитель, с которым мне хотелось бы дожить до конца жизни и отправиться с ним в Нирвану:).
Хочу подчеркнуть, что рассматривались только прямонакальные триоды(DHT). В их звучании присутствует какая-то магия, чего лишены остальные лампы. Впрочем, оговорюсь, что и другие «негламурные» лампы могут быть очень хороши. К сожалению, легендарные AD-1 недоступны для меня. Думаю, для большинства из вас тоже. 45-е лампы также весьма труднодоставаемые, но все же я их могу находить и покупать. Скоро, лет через 5 они перейдут в ту же категорию, что 300В WE и AD-1, но пока есть возможность приобщиться к легенде и, по моему мнению, шедевру.

45-я лампа появилась в конце 1920-х гг. в США. Выпускалась до конца 50-х гг. За 30 лет выпущено огромное количество. Использовалась, в основном, в выходных каскадах радиоприемников. Т.к. это происходило во всегда богатой и огромной стране, их наделали очень много, благодаря этому есть возможность найти эти лампы и сейчас. Первые 45-ки (1928-32 гг.) выпускались в круглых (globe), как на фото, колбах, очень редки. В 1932г. выпуск был прекращен. Однако в 1936г. ввиду очень удачной конструкции и исключительной музыкальности выпуск был возобновлен. Изменилась колба- ST, по простому «кобра». Отличительной особенностью 45-х в 40-е годы- гравировка на цоколе. Лампы 50-х гг.- с маркировкой краской на цоколе. Обратите внимание, что начали они выпускаться с конца 1920-х годов. Германия тогда еще лежала в развалинах после войны и о своих “адешках” даже не мечтала. Что-то мне подсказывает, что AD-1 и наша ОУ-186 были сделаны после, как минимум, внимательного ознакомления немецких и советских конструкторов с 45-й лампой.
Т.о., 45-я лампа явилась прародительницей и 2А3 и 300В, возможно, и AD-1. Все в истории человечества повторяется! Опять гонки за мощностью. 45- 2Вт , 2А3-3,5Вт AD-1-4Вт, 300В-венец-9Вт. Только, венец ли это в звучании? По крайней мере, мой опыт говорит об обратном. Каждый дополнительный ватт мощности для меня очень сомнительный бонус. Может, стоит подумать о чувствительной с легкими бумажными диффузорами акустике? Хороший звук стоит того.


Я признаю только фиксированное смещение для прямонакальных триодов. Никаких обратных связей! Если используется в выходном каскаде триод, то и драйвер стараюсь делать триодным. В данном случае это NOS лампы американских производителей 6AC5GT. Эта лампа великолепно сочетается с 45-й и 2А3.Особенностью этого усилителя является то, что он в равной степени может использовать 45-ю и 2А3. Причем, режимы для каждой лампы являются именно режимами для этой лампы. Никаких компромиссов! И по анодному напряжению и по сопротивлению первички выходного трансформатора и по напряжению смещения. При переходе с 2А3 на 45-ю и наоборот нужно всего лишь щелкнуть двумя тумблерами и выставить ток покоя ламп двумя регуляторами. Все ручки, переключатели и контрольные точки выведены на поверхность усилителя и процедура занимает неск. минут. Питание накала переменкой. Для уменьшения фона накала предусмотрены балансирующие потенциометры. Фон накала в пределах 0.7-2мВ и зависит от конкретных ламп.

Совершенно бессмысленно говорить об этом. Напеть не могу:). Очень кратко и образно в сравнении с 2А3 и 300В: 300В- хамовато, присутствует излишняя лихость и разухабистость, что многим нравится 2А3- великолепно, но рафинированно, иногда слишком интеллигентно, что тоже многим нравится 45-великолепно, лишена всех недостатков 300В и 2А3, может не хватить мощности с туповатой акустикой, требует чувствительности в комнате до 15м2 не менее 92дБ, до 30м2- 96дБ, далее-везде.

ЦЕНА: с выходными трансформаторами James Audio- 150тыс. руб.

См. в разделе Песочница про возможность использования AD1 в этом усилителе.

Усилитель мощности макинтош

+- Hi-Fi Forum (https://hi-fidelity-forum.com/forum)
+— Форум: Звук (/forum-3.html)
+— Форум: Hi-Fi Аудио (/forum-8.html)
+— Тема: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. (/thread-96724.html)

Давно не писал. Слушал свой новый комплект. Напоминаю, сейчас у меня Макинтоши пред C34V усилитель MC2255
колонки ОНКИО монитор 2000X

Так вот, слушал я все это добро долго, вертел все настройки эквалайзера преда, затыкал дырки у колонок задние, короче испробовал много чего. Потом все таки решил без преда включить сразу усилок. И очень удивился, так как действительно баланс верха-середины-низа моментально стал правильным. Все почти идеально. Почти, потому, что просто усилитель без преда почему-то звучит чуть легче, чем мне хотелось бы. Но все остальное идеально. А вот когда подключаешь с предом звучит намного ниже чем хотелось бы и сбалансированность не правильная, то есть чувствуется, что что-то не так и я руками верчу.
Мне сразу тут уже сказали что пред C34V плохой.

1. Но у меня теперь вообще странное непонимание темы. Зачем вообще делают предусилитель если сам усилитель играет? На моем усилителе есть ручки, то есть и звук регулируется. Так же регулируется звук с сидюка ручкой громкости наушников.

2. Почему с предом звук жутко низкий и не совсем правильный, а без преда правильный но чуть недогруженный? Наверно не правильный, потому что C34V плохой. Но почему звук на несколько порядков ниже, чем просто у одного усилителя? Это всегда так?

3. Все эти вопросы у меня потому, что думаю взять пред хороший. Точно хочу именно макинтош. Но если я раньше думал взять C 50 с 8 полосным эквалайзером, то теперь уже не уверен и думаю может ламповый McIntosh C 2500 хороший и не нужно ничего крутить будет. Сомнения у меня из-за того, что один усилитель без преда звучит правильно и хочется просто его звук сделать пониже в целом, то есть настраивать эквалайзером не хочется. Пред новый наверно звук и сделает пониже, так как это сейчас мой делает, только лучше.

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — roziskulov — 23-08-2013 00:42

Скорее всего в преде присутствует тонкомпенсация.

Зачем нужен пред? Задач у него много. И первая это раскачать сигнал до приемлемого уровня. Потом согласование входов. Преды так же оснащаются всякого рода наворотами типа: тонкомпенсаторов, тембрблоков (в вашем случае эквалайзером), сабсоником, фонокорректором и пр.

Но преды бывают разные, есть и такие в которых окромя регулятора громкости ни чего и нет, они просто согласуют по уровню и по входным/выходным сопротивлениям источник и мощник.

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — VladS1 — 23-08-2013 01:18

Если преды ничего не делают а просто согласуют, то зачем они нужны? У меня и усилитель играет. Если предположить, что пред просто не будет давать никаких изменений звука, а будет лишь давать возможность сделать звук громче, то он мне не нужен, так как сам усилитель я не слушал и на 3/4 громкости, а было уже очень громко.

Мне кажется тут не все так просто с предами и они что-то все таки делают со звуком.

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — LionArt — 23-08-2013 01:22

А Вы пробовали не использовать эквалайзер преда и прочие дополнительные функции, если есть возможность, то выключить все, кроме регулятора громкости и селектора или хотя бы выставить все ручки в нейтральное положение? Какой был результат? Какой у Вас источник?

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — aqvadim — 23-08-2013 01:43

Vlad, вернулся? чё, аудиофилия проявляется

Отдельный пред считается лучше чем пред в интегральном усилителе за счёт отдельного от помех мощника, и отдельном питании что также сказывается на качестве звука. Кроме того мощник не функционально использовать в качестве коммутации, множество входов от источников на преде. (примитивно, но где то так)

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — VladS1 — 23-08-2013 02:15

Конечно пробовал. Источник Сони 777 EJS C предом без настроек звук настолько низкий и так много того низов, что убирается эквалайзером с пометкой на ручке «30», что без настроек вообще слушать невозможно. У меня комната маленькая и она гудит и громыхает. Я же говорю, что все очень странно. Пред у меня как супер лауднесс, то есть понижение звука на пару порядков работает.
Вообще его можно настроить долго крутя ручки. но очень сложно и по каждый диск настраивать надо.

А вот усилитель напрямую отлично играет, только чуть высоковато. То есть противоположность звуку с предом.

В идеале я бы просто понизил звук усилителя, то есть как бы стащил его по всему диапазону но на более глубокое звучание, оставив такое же качество воспроизведения. Вот и думаю как это правильно сделать. Наверно можно предом правильным.

Я понимаю про отдельный пред и т.п. Но мне кажется, что пред это нечто большее, чем просто повышалка громкости с функцирналом. Кажется это так как усилитель без преда играет очень правильно, но чуть высоковато как-то. Скорее всего правильная связка дает баланс. Но это только догадки.

А если предположить, что пред просто усилилка, то в моем случае это лишнее звено получается. У меня на усилителе ручки громкости, но он не интегральный вроде, а просто усилитель. Хотя чем он тогда от интегрального отличается?)))
Короче я в недоумении)

Аудиофилия у меня не проявляется. Я вообще не очень к этой аудиофилии отношусь. Просто хочу получить звук получше всегда, но люблю не аппаратуру а музыку, а это не аудиофилия. Кабели все те же по 50 руб за метр. Просто когда я слышу огромную разницу проявляется логика и желание понять. Вот сейчас есть огромное желание понять зачем пред усилитель, если даже на моем проигрывателе CD есть ручка и можно регулировать громкость любого усилителя. Значит в предах есть еще какая-то функция и нужность.

Сейчас стоит конкретный вопрос. Нужен ли пред вообще и если нужен то брать ли ламповый или с эквалайзером. Послушать то все это не получится по нормальному, вот и спрашиваю)

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — aqvadim — 23-08-2013 02:53

Это всё варианты, множество вариантов! Выбирается и оставляется (техника) та что по вкусу. Наличие преда не гарантирует лучшего звучания (гарантирует другое звучание)(другому может больше понравится с предом). Да и разберитесь. мощник у Вас или интегральник, а то вдруг масло масляное

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — Нейтрон — 23-08-2013 06:36

Уже за вами соскучились VladS1

Давайте разбирать дальше набор вашей техники на предмет её совместимости друг с другом как единая сбалансированная система.

Всё ещё считаете ,что ваш пред это усилилка ?

Тогда несколько моментов: при использовании преда регуляторы громкости оконечника рекомендую ставить в положение максимального уровня,что бы исключить их влияние на сигнал. Меньше элементов встречает сигнал на пути — лучше для звука.
Попробуйте потом включить мощник с таким положением регуляторов напрямую к СД. Наверняка получится очень громко. Вывод: пред ОСЛАБЛЯЕТ сигнал с СД плеера по уровню а вовсе не усиливает.

По поводу тонального баланса сместившего вверх, возможно вы услышали истинный звуковой почерк вашего проигрывателя. С хорошим предом не искажающим тональный баланс эта картина не изменится. Рекомендовал бы вам проверить как звучит ваша система от других источников сигнала,тюнера,кассетной деки,медиаплеера и конечно плееров созданных для воспроизведения музыки СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ фирмами выпускающими только аудиотехнику. Конечно очень красив Сони 777 EJS, но есть куда более важные особенности у плееров . Плеера компании NAIM например рекомендую попробовать. Не старайтесь обойтись малыми затратами на плеер,ваш усилитель требует соответствующего партнёра из топ техники.
Другой путь — использовать внешний ЦАП в паре с вашим плеером.
Тональный баланс в некоторых пределах правится и кабелями, межблочными ,сетевыми и акустическим. Разница может быть заметна на слух куда более чем слышно для вас отличия в системе с предом и без него. При том при замене только одного кабеля,например сетевого кабеля на плеер.

Мои наблюдения основываются на многолетнем личном опыте использования связки из плеера, предварительного усилителя и оконечного усилителя у себя дома.

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — t.800 — 23-08-2013 07:39

Помнится мне,при выборе усилителя для вас наличие «лауднесс» было обязательным,даже тему создавали.
Но вы никого не слушали и что-то там себе накручивали.Вам всё нравилось.
Но произошло чудо и надеюсь теперь к вам просто пришло понятие «правильного звука»:guru: ,
а предвар здесь не причём,он как играл так и играет.

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — janikol — 23-08-2013 08:09

ну да, большенство предов не только коммутируют но и говнякают звук,
былой прозрачности уже нет
. именно поэтому я слушаю свой Мак без преда

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — Вячслав_М — 23-08-2013 08:39

Качественный предварительный усилитель — задачка похлеще, чем АС и УМ вместе взятые. И он как правило дороже просто усилителя мощности.
Проблему проще решить межблочником (есть с разным звуковым почерком — как с «повышением», так и с «понижением» тонального баланса) или\и источником.

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — parasound — 23-08-2013 08:53

Влад, проведите такой эксперимент. На мощнике сделайте громкость маленькую, а на преде — на максимум. Послушайте тембральный баланс на определенной громкости. Затем установите на преде маленький уровень, а на мощнике — максимум, но что-бы общая громкость была как в первом варианте. Обратите внимание, изменился ли тембральный баланс, и насколько. Этим Вы выясните, насколько влияют на тембральный баланс входные регуляторы уровня на мощнике. Если изменения в звуке большие, то пред нужен, может не этот а получше. Если изменения минимальные, и у Вас один источник СД, слушайте напрямую через мощник и не парьтесь.

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — VOVANT4 — 23-08-2013 09:35

Качественный пред-это 100процентный залог звучания всего звукового тракта.Другое дело что это за усилитель и что это за пред.

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — Roma47 — 23-08-2013 09:54

Если вы не собираетесь использовать больше одного источника в своей системе и у вас регулируемый выход на сидюке или цапе ( желательно аналоговый ) и к тому же вам нравиться звук вашего мощника , в предусилителе не вижу никакого смысла . Слушал свой интергральник в трех вариантах : как мощник + источник с рег. выходом , как мощник + ламп. пред и как интегральник (с встроенным пассивным предом) . Во всех трех случаях был разный звук (с акцентом на звучании мощника) . Из этого получается,что пред кроме удобства коммутации и согласования уровней реально меняет тональный баланс системы . От сюда вытекают философии построения системы : макс. короткий тракт . ламповый пред + транзисторный мощник , и тд. Тоже интересовала эта тема , даже открыл ветку по пассивным предам на другом форуме . там очень хорошие ответы давал Алексей Никитин по этой теме . Самого очень интересовал вопрос о изменении качества звучания интегральника и комбинации пред + мощник в пределах одной марки производителя , то есть на сколько улучшается разрешение , сцена , и тд. от выигрыша в отдельном питании и разделении по отдельным корпусам пре и усил части .

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — zick — 23-08-2013 10:20

Sony CDP-Х777ESJ ,он же X707ES -аппарат абсолютно референсного класса ,в десятке лучших произведённых в мире когда-либо. Большинству «специализированных» фирм сделать такое не по силам,в этом аппарате достигнуты параметры,предельные для формата.
Если он исправен, то проблема точно не в нём.
ТС ,а вы пробовали переключать чувствительность входа вашего мощника (в нём такая опция имеется) ?

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — vitaly — 23-08-2013 10:29

этот аппарат .о котором вы так упоительно поете .имеет прекрасную механику и все . звука в нем нет ни на йоту . а москвичу пора давно поставить в каждый канал по 24 -х канальному эквализеру . може тода шо то и заиграет

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — zick — 23-08-2013 10:58

Того звука,который приемлем для топикстартера ,этот аппарат выдать в состоянии.Смещений тонального баланса в нём нет ,разве что низа он выдаёт больше некоторых других аппаратов.Ваше мнение по поводу звука ,конечно,много весомее моего,но упоительно пою не я ,на самом деле, а стереофайл, аудиокритик, 6мунс и многие другие.Я -цитирую только ,и слушаю с удовольствием такой же аппарат.Посоветуйте,на что поменять,не особо доплачивая.

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — wrdale — 23-08-2013 11:27

Если в мире есть предусилители , значит они для чего-то нужны, ибо все существующее разумно (с)
И если вы не любите предусилители то вы просто ими пользоваться не умеете! (с)
А в мире все относительно, если Паваротти посадить в МДФ корпус акустической системы, звучание тоже сначала может кому-то показаться лучшим , а кому-то худшим
То же самое возможно и с предусилителями если не знать куда их засунуть
Интегральные усилители это для любителей смартфонов и кухонных комбайнов.
А мощнику необходим предусилитель , как автомобильному двигателю нужна коробка передач, механика или автомат, с Loudness или без оного. нет никакой принципиальной разницы, только отличия
Предусилители выполняют некую функцию, суть которой в обработке и подготовке исходного сигнала или нескольких, с искажениями намного меньшими чем это можно услышать или измерить перед тем как этот сигнал многократно будет усилен непосредственно усилителем мощности и в качестве достаточном для того, чтобы усилитель мощности усилил входящий сигнал с искажениями намного меньшими чем это опять таки можно услышать или измерить практически
Грубо говоря, чтобы Паваротти не пел у вас из деревянного ящика
Вот и все дела
На картинке в децибелах и милливольтах это выглядит вот так (см. вложение) :

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — serapion1984 — 23-08-2013 11:37

Я не совсем понимаю о чем речь!

Предварительный усилитель также выполняет роль развязывающего устройства, защищающего источник сигнала от нестабильного входного импеданса и входных токов последующего тракта. Но последующим трактом должен быть каскад мощника, а не еще один РГ.

Вы берете предварительный усилитель со своим РГ (одним потенциометром), пускаете на РГ мощника (второй потенциометр) и удивляетесь изменениям в звуке. Потрясающе!
К сожалению в MC2255 нет фиксированных входов в обход РГ (насколько я знаю, поправьте, может ошибаюсь). Поэтому сколько предов не перепробуете — звук будет катастрофически разный, иногда в плохую, а возможно и в хорошую сторону.
Советую просто не париться. Нравится без преда — слушайте на здоровье. Хотите мороки — подбирайте пред к Вашему аппарату из множества (авось согласуются токи и импедансы) или найдите УМ без регуляторов громкости.

Самую лучшую схему, которую я встречал это ЦАП с регулятором громкости поданный на чистый каскад усиления.

RE: Зачем нужен предварительный усилитель? Преды Макинтош. — ariess1 — 23-08-2013 11:38

wrdale «. Грубо говоря, чтобы Паваротти не пел у вас из деревянного ящика. «

Новая аудиоаппаратура

Методическое пособие по предмету

Основные особенности и черты современного досуга

1. Растет свободное время людей, при этом происходит его качественные изменения

2. Формируются социально – культурные функции местных органов самоуправления, предприятий и многочисленных движений.

3. Появляются новые виды и формы социального творчества культурно — досуговой деятельности.

Изменения происходят из-за таких факторов как:

· Гуманизация межгосударственных отношений

· Признание приоритетов общечеловеческих интересов

· Свободное общение молодежи различных стран

· Развитие форм политического, культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм общения через интернет и технические каналы.

Социология досуга – это отрасль науки изучающая: поведение отдельных индивидов и групп в свободное время способы удовлетворения потребностей в отдыхе формы развлечения, общения развитие личности в процессе деятельности любительских объединениях функционирование досуговых учреждений индустрию досуга в целом.

Социология в содержательном плане изучает: эволюцию и особенности современного досугасоотношение досуга с трудом, семьей, стадиями жизненного цикла и местом проживания роль досуга в формировании образа жизни.

Социология досуга изучает : систему досуговых учреждений и досуговой деятельности как социального института социальные проблемы взаимодействия и отношений с системой институтов культуры, искусства, спорта, СМИ, образования и социальными службами.

Структурными элементами социального досуга являются:

1) направленность процесса, его цели:

— объект — аудитория, социальная группа, индивид

— субъект — кадры педагогов, лидеров и руководителей объединений

2) содержание и уровень культурно-досуговой деятельности

3) средства воздействия (технологии) на общественную жизнь объе­динений и социокультурной среды и обратное влияние общественно­сти на деятельность досуговых учреждений

4) состояние материально-технической базы

5) разработка моделей досуга и критериев оценки качеств личности и общности как результатов их социодосуговой деятельности.

Бюджет времени. Свободное время и досуг

Бюджет времени – характеристика общего времени, которым обладает человек в течение суток, недели, месяца или любого иного срока жизнедеятельности.

Бюджет времени состоит из 3 компонентов:

1. Рабочего времени

2. Внерабочего времени

3. Свободного времени

Рабочее время – часть общего бюджета времени, которое регламентируется определенными нормами с четкими параметрами.

Внерабочее время («Время непреложных затрат»)– Часть общего бюджета времени идущего на физиологические и санитарно – гигиенические потребности, самообслуживание.

Свободное время – часть бюджета времени, остающееся у человека после выполнения им различных обязанностей.

Общий бюджет времени вычисляется по формуле ОБВ=РВ+ВВ+СВ

Досуг – часть свободного времени , используемая для общения, потребления духовных ценностей, развлечений, различных видов не регламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности.

Предметом прикладной культуры является досуг, как форма деятельности в свободное время.

Свободное время и досуг не только разные понятия, но и термины, относящиеся к разным областям научного знания.

Досуг – это категория социально-педагогическая.

Свободное время – это категория социально- экономическая

Отдых – психофизиологическая категория.

Характеристика досуга

Досуг выполняет 3 основных социально – культурных функции:

1. Рекреация – восстановление.

Включает в себя регенерацию (восстановление растраченных сил) и релаксацию (снятие психологического утомления).

2. Развлечение – особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, снять напряжение.

3.Развитие – совершенствование в культурном отношении.

В рамках равивающей функции досуга можно выделить следующии подфункции:

вовлечение в процесс непрерывного просвещения включение в различные виды любительского творчества обеспечения личностно значимого неформального общения компенсаторную (самореализацию творческих потенций человека, которые не удается проявить в профессионально- трудовой и иных изначально детерминированных сферах жизнедеятельности .

Досуг можно квалифицировать как время, деятельность и состояние.

Время – Досуг рассматривается, как часть общего бюджета времени.

Деятельность –в основу положена категория предметно – духовной деятельности, разнообразными видами которой заполняется досуговое время. Совокупность заняний, во время которых человек взаимодействует с другими объектами окружающего мира (материальные предметы, информация, формы общественного сознания ,знаковые системы, другие люди и т.д.)

Состояние – Характеристика досуга как состояние человека в данный отрезок времени базируется на квалификации физического и психического самочувствия, расположения духа, настроения. Применительно к досуговым знаниям –это уровень психологического комфорта, ощущение удовольствия.

К основным характеристикам досуга можно отнести:

— свободу от обязанностей (все необходимое уже выполнено и можно делать только то, что хочется)

— возможность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобрели великое право самостоятельно выбирать род и вид занятия)

— неутилитарность досуговой деятельности (она самодостаточна и обладает процессуальной ценностью)

— гедеонистичность досугового поведения (личности находятся в поисках радости, довольствия, наслаждения)

— компенсационность (возвышающая активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности).

Формы, методы и средства

Средство – инструмент, орудие для достижения целей.

Метод – путь, способ достижения цели.

Форма – внешняя и внутренняя структура содержания деятельности.

Формы организации характеризуются : составом взаимодействующих лиц, местом, временем, качеством контакта, способами руководства деятельностью и межличностным общением.

1. По признаку направленности деятельности:

2. По признаку вида деятельности:

¾ Организации культурно-творческой деятельности

3. По признаку широты участия:

4. По степени устойчивости:

Говоря о средствах, мы имеем в виду способность определенных объектов, явлений, процессов обеспечивать передачу научных знаний, идей, художественных ценностей, опыта практической действительности.

Средства – это духовные и материальные факторы и виды деятельности, а также источники и инструменты идейно – эмоционального воздействия на сознание, чувства, поведение людей в условиях свободного времени.

Кассификация средств СКД :

Технические — светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура.

Сенсорные — музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.

Знаковые — печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д.

Динамически е — живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п.

Модальные — цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.

Основные средства воздействия на личность в сфере свободного времени:

· Различные виды наглядности

Методы – прием, способ воздействия на участников социально – культурной деятельности в условиях свободного времени, с целью формирования общественно ценных качеств личности.

Классификация методов возникает в соотнесении с используемыми средствами:

3. Методы работы с произведениями печати

4. Методы художественного воздействия на личность

5. Методы развития личности в процессе любительской деятельности

6. Методы влияние на возникающие в сфере свободного времени межличностные контакты

Существуют группы методов:

Методы решения воспитательных задач

Методы формирования сознания

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Методы формирования чувств и отношений (стимулирования)

Данные методы используют, чтобы передать информацию.

Убеждение – воздействие на знание личности, для разъяснения фактов и явлений общественной жизни, формирование взглядов. Этот метод является ведущим в формировании взглядов.

Данные методы используются для формирования поведения, организации деятельности, но косвенно они влияют на формирование сознания.

Упражнение – при помощи разнообразных повторяющихся дел организуется деятельность личности и стимулируются позитивные ее мотивы.

Данные методы используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности.

Стимулировать- значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия.

Разнообразные приемы сводятся к двум основным методам:

Требования разделяются на:

Убеждение – ведет к определенной трансформации взглядов личности, а значит и поведения. Основывается на анализе сведений, идей и их оценке.

Внушение – направлено на снятие фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Основывается на доверии.

Заражение – возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием и действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Предполагает использование невербальных средств (жестов, музыки т.п.).

Подражание – копирование поступков, жестов, интонаций и даже определенных черт характера другого человека. Может быть произвольным и непроизвольным.

Методы самовоспитания и самообразования

Система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Это деятельность, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построение программ, самопрогнозирование, внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов в трудных условиях. Введение приемов мобилизации и расслабления.

Низкий уровень: отсутствие потребностей и способности самому что-то делать для своего развития, отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебной работе.

Основные виды досуговой деятельности

Просветительно-образовательная деятельность.

Просветительно-образовательная деятельность – является составной частью культурного процесса развития личности, обеспечивающая усвоение научных знаний, а также формирование умений и навыков их приобретения..

Характерная черта – обслуживание других видов деятельности.

1. Мировоззренческое развитие личности – составляет систему философских, экономических, социальных, политических взглядов.

2. Помощь самообразованию и саморазвитию человека.

· Направлено на сохранение, поддержание имеющихся знаний

· Помощь в повышении общекультурного уровня и квалификации

· Обеспечение непрерывного образования выпускников

· Модернизация общеобразовательной подготовки

Содержание — представлено как система знаний человека о предметном мире, других людях и самом себе.

Методы в просветительно-образовательной деятельности.

Методы должны быть такими, чтобы люди научились приобретать знания самостоятельно, чтобы обеспечивалось формирование поисково-творческих способностей человека, чтобы люди умели активно применять полученные знания в жизни.

Формы просветительно-образовательной деятельности.

1. Информационно- теоритические занятия — изучение общих теоретических вопросов, ознакомление с актуальными проблемами современной науки, техники и культуры.

2. Занятия учебно-инструктивного типа – нацелены на вооружение конкретными практическими навыками и умениями.

3. Формы наглядно- демонстрационного типа. Здесь новая информация усваивается как результат собственных наблюдений, а комментарий лишь помогает полному восприятию материала.

4. Занятия поисково-творческого типа. На этой основе развертывается разнообразная деятельность, относящаяся к области социального творчества, которая становится источником приобретения новых знаний, а также фактором, способствующим приобщению человека к постоянному самообразованию и творческому развитию.

Ценностно-ориентационная деятельность.

Ценностью может быть явление внешнего и внутреннего мира, определенный объект- мысль, идея, образ, научная концепция и т.д.

Ценностные ориентации – устойчивые, социально обусловленные отношения человека к миру. Ориентация включает в себя восприятие, понимание и оценивание объектов.

Ценностно-ориентационная деятельность – процесс формирования отношений человека к окружающему миру.

Ценностные ориентации формируют:

2. Средства массовой коммуникации

Ценностно-ориентационная деятельность влияет на три сферы человеческого сознания:

Формы проявления ценностного отношения человека к окружающему миру:

Пути воздействия на формирующееся ценностно-ориентационное сознание:

¾ Получаемые знания формируют основы для выработки самостоятельной оценки

¾ Используемые технологии направлены на формирование общественного мнения и настроения

¾ Еще один путь обусловлен природой досуга и такой ее функцией как коммуникативность.

Поисково-исследовательская деятельность.

Цель – получение новой информации и поиск предметных ценностей.

Коллекционирование способствует эстетическому развитию личности.

Инициативная деятельность.

¾ Объединения правового направления

¾ Объединения охраны окружающей среды

Рекреационно-развлекательная деятельность.

Рекреация – занятие, дающее возможность развлечься и получить удовольствие.

Досуг является благоприятной сферой для реализации рекреации. Рекреация является одной из важнейших составляющих досуга.

Развлечение — одно из первичных условий организации досуга. Особенно игровые развлечения.

В игре заложена возможность побед, а успех придает уверенности в собственных силах. Игра расширяет систему контактов.

Игре присуще : импровизация, инициатива и творчество.

Результат: приобретаются новые знания и умения, расширяется система традиционных контактов, снимается усталость, воспитываются определенные психические качества.

Зрелище играет важную роль на уровне развлекательного досуга. Для зрелища характерны красота, изобретательность, яркость. Они всегда несут познавательную нагрузку.

Праздничный досуг — основывается не только на восприятии, но и на активном действии, связанного с различными формами самовыражения. Включает в себя позитивное отношение людей к датам, событиям, традициям.

Творческая и любительская деятельность

Любительская и творческая деятельность – источник обогащения личности.

Художественно-творческая деятельность.

В процессе творческой деятельности рождаются новые ценности. Исполнительство-основная его особенность – оно безгранично, как само творчество в плане реализации человеческих возможностей.

Исполнительская деятельность может быть индивидуальной, но чаще она групповая, и требует умения и навыков группового взаимодействия.

Данная деятельность воспитывает волевые качества – трудолюбие и целеустремленность.

Художественно-критическая деятельность.

Связана с художественным восприятием и художественным образованием, в результате которой формируются ориентации и установки по отношению к объектам художественной культуры.

Художественно-критическая активность может проявляться на различных уровнях:

· Повседневное общение. Продуманная работа по обогащению и содержанию досуговых контактов. Привлечение внимания к наиболее значимым явлениям художественной жизни. Влияние на содержание общения через механизм лидерства.

· Организация специальных встреч, где происходят всестороннее обсуждение определенных произведений.

· В рамках специальных любительских объединений –деятельность базируется на достаточно хорошем знании теории и истории искусств.

Эта деятельность может подключаться к художественно-творческой и делать квалифицированный критический разбор работ.

4 вида межличностного общения:

1. Общение в процессе отдыха и развлечения

2. Общение в процессе потребления духовных ценностей

3. Общение на основе созидания духовных ценностей

4. Общение, связанное с распространением духовных ценностей

По признаку организации:

1) В рамках стихийно – образующихся групп

2) Стабильных досуговых объединениях

Характерные особенности общения – взаимосвязь с практической деятельностью.

Общение имеет внешние и внутренние побудители.

Внутренние побудители – личностные потребности.

Внешние побудители – те взаимодействия извне, которые способны дать толчок к вступлению людей в контакты.

Группы стимулов, побуждающие личность к общению:

¾ Стимулы, обусловленные потребностью в новых знаниях и текущей осведомленности

¾ Стимулы, обусловленные жизненно – практической значимостью совместного досуга

¾ Стимулы, в основе которых лежит общественное мнение

¾ Стимулы, связанные со свойствами самосознания личности

¾ Стимулы, связанные с экспрессивно – эмоциональными ценностями (потребности в совместных переживаниях)

¾ Стимулы, связанные со стремлением к культурно – творческому развитию.

Общение имеет систему средств. Важнейшим является язык, который осуществляет все свои функции через звучащую речь. Она дополняется зрительным восприятием. Живое слово опирается на переживаемые людьми чувства и эмоции.

1) Основные функции общения:

1. Гностическая (познавательная)

4. Регулятивная (взаимная регуляция, коррекция поведения)

Основная форма досугового общения – разговор, беседа.

Институты социально – культурной деятельности

Институты социально – культурной сферы – это институты, которые направлены на создание, распространение, сохранение, развитие и освоение ценностей культуры.

1.Социальные институты духовного производства:

— научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.)

— учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.)

творческие союзы и иные объединения художественно-твор­ческой направленности.

2. Образовательно-воспитательные учреждения:

— учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.)

— учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).

3. Научно-просветительные учреждения:

— музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки

— библиотеки, читальные залы

-лектории, планетарии, ботанические сады, зоопарки и т.д.

4. Культуроохранительные институты:

— заповедники, центры экологической культуры

— реставрационные мастерские и т.д.

5. Средства распространения культуры:

— средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.)

— книгоиздательства, книжные магазины

информационно-компьютерные центры ит.д.

6. Культурно-досуговые учреждения:

— клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества

— концертные учреждения, дома торжеств и т.д.

7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:

— дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции, и прочие

— дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения, дома научно-технического просвещения и прочие

— дома творческих работников (писателей, журналистов, художников, дизайнеров, архитекторов, кинематографистов, композиторов, актеров и т.д.)

8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:

— санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории

— лагеря отдыха, базы досуга

— стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д.

9. Туристско-экскурсионные учреждения:

— гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, туристские поезда, туристские пароходы и т.п.

10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:

— мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино

— бильярдные и иные центры игрового досуга.

11. Специфические каналы влияния на культуру личности:

— массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, интернета и т.д.

— воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр

— пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п.

Требования к учреждениям культуры

Создают условия для разнообразных форм отдыха и досуга, духовного развития, социальной активности личности.

Культурно–досуговый центр – совокупность образовательной, развивающей, творческой, развлекательной и оздоровительной деятельности.

Культурно – досуговые учреждения – призваны стать базой непрерывного просвещения, самодеятельного творчества, рекреации, общения в сфере свободного времени.

¾ Обеспечить единство государственных и общественных начал

¾ Стимулировать всестороннее развитие личности

¾ Создание условий для рекреации, нерегламентированного общения и удовлетворения потребностей разных групп населения, результатом которой становятся духовные и материальные ценности, а главное- новые качества личности.

Социальные функции, которые присущи культурно — досуговым центрам

1. Культурно – политическая – развитие социальной активности и воспитание политической культуры

2. Просветительная – вовлечение в процесс непрерывного просвещения

3. Творческого развития личности – организует клубы по интересам и т.д.

4. Культурно – бытовая – осуществление традиций, обрядов

5. Рекреативная – создание условий для снятия напряжения, восстановление сил.

Критерии эффективности деятельности центров общественного досуга.

Социально – экономический критерий эффективности:

¾ Наличие материальной базы, удовлетворяющей требованиям обеспечения процесса

¾ Наличие специалистов и их соотношение с социальными и профессионально-квалификационными требованиями

¾ Степень охвата людей в культурно – досуговой деятельности

¾ Интенсивность включения людей в социально – культурную деятельность, регулярность участия, средневременные затраты, общий стаж участия в конкретном виде КДД

¾ Соответствие результатов финансово – экономической деятельности учреждения плановым показателям

Социально – педагогические критерии:

· Отражают результативность воздействия досуга на нравственный облик и развитие личности, проявляющуюся в изменении сознания, поведения и деятельности

· Широту, полноту, гармоничность, включение людей в процесс непрерывного просвещения, различного вида творческой деятельности, отдыха и рекреации.

· Соответствие содержания и процесса социально – культурной деятельности принципам общественным организациям досуга.

Материально – техническая база

Материально – технический ресурс – совокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальнуюприроду и необходимых для производства, распространения и освоения культурного продукта, культурных ценностей в соответствии с выдвинутыми целями и задачами.

Каждое учреждение имеет основные фонды и оборотные средства.

· Инженерно – строительные объекты, архитектурные сооружения

· Инженерные коммуникационные системы и устройства

· Механизмы и оборудование: аттракционы, хозяйственный инвентарь, музейные ценности

Организатор культурно – досуговой деятельности

1. Выявлять, удовлетворять и развивать социально – культурные интересы различных групп населения

2. Разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления

3. Стимулировать инновационные движения в сфере культуры

4. Управлять экономическими механизмами организации социально – культурной деятельности

5. Внедрять эффективные, педагогические методики развития культурно — эстетического творчества.

Основные функциональные обязанности менеджера социально – культурной сферы:

1. Создание благоприятной культурной среды

2. Выявление, удовлетворение духовных интересов и потребностей различных групп

3. Разработка и реализация различных культурных программ

4. Стимулирование инновационных процессов

Менеджер – технолог социально – культурной деятельности должен уметь:

— вовлекать разные группы населения и отдельных людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры

— формировать у населения, и в первую очередь у молодежи, экономическую, политическую, правовую, нравственную, экологическую, эстетическую, физическую культуру

— обеспечивать методическую инструментовку различных форм социально-культурной деятельности

— осуществлять идейно-художественную оценку явлений культуры

— конструировать социально значимые контакты, формировать культуру общения

— эффективно использовать искусство живого слова наглядные, технические и иные средства идейно-эмоционального воздействия

— оказывать методическую и практическую помощь общественным организаторам социально-культурной деятельности

— прогнозировать, планировать и осуществлять просветительную, художественно-творческую, зрелищно-игровую, организационно-методическую и административно-хозяйственную деятельность учреждений культуры и досуга

— разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные и иные культурные программы

изучать, обобщать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт социально-культурной деятельности

Менеджер – технолог социально – культурной деятельности должен владеть навыками:

— изучения и учета потребностей разных групп населения (поисково-социологическое мастерство)

— культурно-организаторской деятельности экономического, правового, информационного, методического и организационного обеспечения функционирования учреждений, организаций и объединений социально-культурной сферы (менеджерское мастерство)

— организации неформального общения и развлекательно-игрового отдыха разных групп населения (коммуникативно-игровое мастерство)

— дифференциации и индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности создания условий для самореализации творческих потенций личности (психолого-педагогическое мастерство)

— проектирования социально-культурных процессов, разработки и осуществления комплексных регионально-целевых культурных программ

Методика организации культурно – досуговой деятельности

Это определенный алгоритм, необходимый для достижения какой-либо цели.

Диагностика исходного состояния

Проводиться, чтобы определить актуальность, цели, соответствующие реальному состоянию действительности.

Характеризует стратегический аспект деятельности. Образование и выдвижение целей, а также определение путей их достижения и проектирование уже ожидаемого результата.

Определяются основные компоненты, формирующие блоки. Выявляются Цели, содержание и методы организации.

Прогноз ожидаемых результатов.

План – упорядоченная деятельность, которая помогает соглосовать усилия всех субъектов деятельности по достижению поставленных целей.

Требование при планирование:

6. Коллективная ответственность

7. Персональная ответственность.

Ответственный за выполнение

Организация деятельности:

Отслеживание результатов:

Видение того, насколько идет продвижение к цели. Автоматически снятие показателей.

Дополнительное образование в школе

Формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования

З.А. Каргина, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель структурного подразделения «Дополнительное образование детей» ГОУ Методический центр Северного учебного округа г. Москвы,

Продолжая серию публикаций по проблемам организации дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, в этой статье рассмотрим некоторые подходы к организации массовых форм учебой деятельности детских объединений.

Образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, т.к. это может вызвать снижение интереса детей к занятиям, и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.

Педагогу необходимо активно и продуманно использовать различные формы массовой работы учебной направленности с воспитанниками детского объединения. Это позволит:

— создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка

— показать результаты учебной работы

— создать условия для сплочения коллектива

— формировать у детей стремление радовать окружающих на доступном для них уровне

— расширить границы учебного процесса.

Наиболее распространенными формами массовой учебной деятельности в системе дополнительного образования детей являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия – соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Каждое из названных мероприятий имеет свое содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.

Методика проведения и подготовки выставки

Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.

Этапы организации и проведения выставки:

1. определение темы, места и времени (периода) проведения выставки

2. составление тематико-экспозиционного плана выставки

3. подбор и оформление экспонатов выставки

4. оформление выставки и сопутствующих материалов

Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов:

1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного года, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т.д.

Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

2 этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Структура тематико-экспозиционного плана выставки:

2. Место проведения выставки.

3. Сроки проведения выставки.

6. Композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов выставки.

7. Тематика выставочных работ.

8. Тип выставочных работ и критерии их отбора.

9. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.

3 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

— работники могут быть взяты у воспитанников детского объединения на период проведения выставки

— может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения)

— можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, нобходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т.д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка – организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

— последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а, возможно, и педагога детского объединения

— композиционно, т.е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям

— работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно

— работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

5 этап. Открытие выставки – небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т.д.), экскурсию по выставке.

6 этап. Проведение выставки можно организовать следующим образом:

— организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке

— подготовить экскурсии по выставке

— организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т.д.

7 этап. Закрытие выставки (так же как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т.к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения подведение итогов выставки можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей) награждение участников выставки заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

8 этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми: это подведение итогов и определение перспектив на будущее.

На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка – участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью учащимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, образовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись детского объединения.

Методика подготовки и проведения концерта

Концерты могут быть: рекламные, отчетные, праздничные, тематические.

Основные этапы организации и проведения концерта:

1. определить тему форму проведения) концерта

2. определить дату, время и место проведения концерта

3. составить программу или сценарий концерта

4. просмотреть и отобрать концертные номера

5. продумать текст конферанса и подготовить ведущих

6. подготовить и распространить пригласительные билеты

7. оформить и вывесить афиши

8. провести репетицию концерта

9. организовать и провести концерт

Рассмотрим подробнее работу на каждом этапе:

1 этап. При определении темы (формы проведения) концерта необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи деятельности детского объединения (учреждения), тему учебного года, особенности аудитории.

2 этап. Определяя дату и время проведения концерта, необходимо учесть:

— дни недели, выходные и праздничные дни

— возможность посещения концерта родителями

Оптимальным для проведения концерта является время с 17 часов в рабочие дни и с 12-14 часов в выходные и праздничные дни. Местом проведения концерта может быть: концертный (актовый) зал, большая рекреация, холл первого этажа, большое крыльцо образовательного учреждения, открытая сцена на улице, большая уличная площадка.

3 этап . При составлении программы или плана проведения концерта необходимо соблюдать следующие правила:

— концерт должен начинаться и заканчиваться «ярким» массовым номером.

— если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров: начать нужно с «классики» и постепенно переходить к современной эстраде нельзя ставить подряд однотипные номера нельзя после массового номера, сопровождаемого громкой музыкой, ставить выступление солиста.

Следует также учитывать возраст участников концерта – начать концерт лучше с выступлений младших детей, а закончить выступлениями участников старшего возраста.

4 этап. Концертные номера нужно просмотреть и отобрать необходимые заранее – не менее чем за две недели до даты проведения самого концерта. До просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников с проектом сценария, чтобы они заранее продумали тематику выступления.

При отборе концертных номеров нужно предъявлять к ним следующие требования: номер должен иметь законченный вид, соответствовать теме (форме) концерта, содержание номера должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки.

5 этап . Конферанс является необходимой и важной содержательной составляющей любого концерта.

Конферанс позволяет: создать праздничное настроение, изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах, дополнить концертные выступления тематической информацией, провести поздравление и награждение участников и гостей концерта, сгладить организационные недочеты при проведении концерта.

В качестве конферансье на детские концерты лучше всего подготовить двух детей – мальчика и девочку (юношу и девушку). Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случае организационных недоразумений в ходе проведения концерта.

Важно обсудить с ведущими форму одежды, а также тщательно отрепетировать поведение на сцене.

6 этап. Пригласительные билеты на концерт можно оформить на компьютере или пишущей машинке, а при необходимости и изготовить детьми вручную. На таком билете необходимо разместить следующую информацию: личное обращение приглашаемому, название концерта, дату, время и место проведения концерта, адрес, проезд и телефон места проведения концерта, краткую аннотацию концерта.

Распространить пригласительные билеты в образовательном учреждении.

7 этап. Афиша должна содержать следующую информацию: название концерта, дату, время и место проведения концерта, адрес, проезд и телефон места проведения концерта, краткую аннотацию концерта условия посещения концерта (платно или бесплатно).

8 этап. Репетиция – необходимый этап организации концерта, позволяющий решать целый ряд организационных задач. В ходе репетиции следует: каждый включенный в программу концертный номер просмотреть на сцене отрепетировать с каждым участником концерта выход и уход со сцены прорепетировать, если предусмотрено, награждение участников концерта обговорить с выступающими требования (во всех деталях) к форме сценической одежды назначить время сбора участников концерта.

9 этап. Правила организации концерта:

1. За 1-2 часа до начала концерта необходимо проверить место его проведения.

2. Необходимо назначить дежурных педагогов в зрительном зале, на сцене, за сценой, у входа в образовательное учреждение.

3. Программу концерта (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и развесить у входа в зрительный зал, за сценой, на сцене.

4. Время сбора участников конкурса необходимо назначить не менее чем за 30 минут до начала концерта.

5. Перед началом концерта нужно проверить организационную подготовку всех участников концерта, также настроить их на предстоящее выступление.

6. Организатору концерта необходимо постоянно находиться на сцене, чтобы контролировать все происходящее на сцене и за сценой. По окончании концерта следует зайти к каждому детскому коллективу, чтобы поблагодарить всех детей и педагогов за участие (вне зависимости от качества выступления).

10 этап. Этап последействия должен включать в себя: обсуждение ошибок и недочетов концертного выступления, исправление выявленных недостатков, определение перспектив концертной деятельности.

Методика подготовки и проведения клубного дня

Клубный день – специально организованное массовое мероприятие для учащихся детского объединения дополнительного образования, содержательно расширяющее тематику основного учебно-воспитательного процесса.

Содержанием клубного дня может стать интересная и необходимая информация, связанная с основной образовательной программой, но передача ее детям требует дополнительных условий (т.е. в основное учебное время не может быть полноценно изложена).

К таким дополнительным условиям можно отнести:

— длительное время на изложение информации (например, 30-45 мин.), тогда как на одном учебном занятии теоретическая часть не может превышать 25-30 минут

— невозможность разделить информацию на отдельные части (например, при знакомстве детей с основными историческими этапами развития данного вида деятельности или обобщении различных направлений творчества)

— необходимость включения в беседу просмотра или прослушивания аудио или видеоматериалов, а также организации выставки или концертных выступлений

— привлечение к работе с ребятами специалиста-практика в данном виде деятельности (например, известного спортсмена или тренера, композитора или музыканта-исполнителя, художника или скульптора).

Клубный день может быть не только познавательного, но и досугово-развивающего характера (например, киноклуб, клуб игр и затей, День рождения и т.д.) Педагогическое назначение таких клубных дней — создание условий для содержательного досуга и общения воспитанников детского объединения.

Клубный день может стать мероприятием, содержание которого обобщает знания и умения, полученные детьми на занятиях (например, мастерская к празднику или выставка-рассказ). Назначение таких клубных дней – дать детям возможность творчески применить полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Примерная тематика клубных дней:

— клуб любителей или знатоков (музыки, танца, книги, живописи и т.д.)

— вечер (поэзии, музыки, танца и т.д.)

— мастерская ( Деда Мороза, сувениров, Самоделкина и т.д.)

— киноклуб (тематический, клуб любителей мультфильмов и т.д.)

— «Волшебный мир (цветов, игрушек, красок, музыки, танца и т.д.)»

— «Наши (пернатые, домашние, четвероногие и т.д.) питомцы»

— День рождения (огонек, праздник и т.д.)

— встреча с интересным человеком.

Формы клубного дня: лекция-концерт (рассказ-концерт), выставка-рассказ, тематическая игровая программа, тематическая программа мультфильмов, мастерская, клуб, тематический вечер или утренник, устный журнал, игра-спектакль, «Огонек», праздник и др.

Методика подготовки и проведения клубного дня:

1. определить регулярность проведения клубных дней детского объединения в течение учебного года

2. продумать тематику клубных дней на весь учебный год (составить годовой план работы клуба)

3. по каждому клубному дню продумать при необходимости и уточнить) тему, дату, место и время проведения

4. определить форму проведения клубного дня

5. составить план (сценарий) проведения конкретного клубного дня

6. продумать оформление, озвучивание и оборудование клубного дня

7. составить план подготовки клубного дня, распределить обязанности

8. определить и подготовить ведущего клубного дня

9. подготовить и распространить пригласительные билеты

10. оформить и вывесить афишу (не позднее, чем за два дня)

— объявляется тема клубного дня, его основное содержание и участники

— выступления по ходу клубного дня желательно иллюстрировать (аудиоматериалом, видеоматериалом, концертными выступлениями и т.д.)

— для активизации всех участников клубного дня можно включить в ход мероприятия викторину, творческое задание, работу в командах и т.д.

— общее время проведения клубного дня (познавательно-развивающей тематики) не должно превышать 1 часа для младших школьников и 1 часа 20 минут для подростков и старшеклассников

— завершить мероприятие можно чаепитием (если участников не слишком много)

— по окончании клубного дня необходимо подвести итоги, поблагодарить всех участников клубного дня (выступающих, зрителей, помощников), отметить активистов.

Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий

Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:

— выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности

— выявление и поддержка творчески одаренных детей

— стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования

— организационная и моральная поддержка данного вида творчества.

Формы конкурсных мероприятий: соревнование (турнир), фестиваль, олимпиада, выставка-конкурс, конкурс детских работ ( в определенном виде творческой деятельности), конкурс юных исполнителей (солистов, ансамблей, массовых коллективов), смотр-конкурс, тематический конкурс или фестиваль, конкурс мастерства.

Уровни организации и проведения конкурсных мероприятий: международный, федеральный, региональный, городской, окружной, районный, учрежденческий, конкурсное мероприятие в рамках одного детского объединения.

Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:

1 этап – создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов

2 этап – разработка положения о конкурсном мероприятии (см. далее)

3 этап – рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия

4 этап – организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т.д.) для педагогов – будущих участников конкурсного мероприятия

5 этап – сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии

6 этап – составление плана проведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т.д.), формирование состава жюри

7 этап – организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов

8 этап – организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и т.д.)

9 этап – подведение итогов конкурса, определение победителей конкурсного мероприятия

10 этап — организация и проведение итоговых мероприятий (гала-концертов, показательных выступлений и т.д.), награждение победителей

11 этап – организация и проведение методических мероприятий для педагогов – участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).

Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:

— на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника конкурса в номинации « Приз зрительских симпатий»

— для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные билеты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации)

— место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия

— подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей

— в дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а также фамилию и инициалы педагога.

Структура положения о конкурсном мероприятии

Название конкурса (профиль, тематика). Инициаторы проведения конкурса. Организаторы конкурса. Цели конкурса. Задачи конкурса. Сроки проведения конкурса . Сроки подачи заявок на участие в конкурсе. Участники конкурса. Программа конкурса. Требования конкурса.

Подведение итогов конкурса и награждение. Состав жюри конкурса. Контактный телефон.

Приложения к положению о конкурсном мероприятии:

1. Форма заявки на участие в конкурсе:

— детское объединение (класс, группа)

— педагог (фамилия, имя, отчество полностью)

— контактные телефоны педагога (рабочий и домашний)

— исполнитель (фамилия и имя ребенка, название коллектива, возраст, школа, класс, год обучения)

— конкурсная программа (названия работ, исполняемых произведений и т.д.)

— дополнительные данные (при необходимости).

2. Образец этикетки (для работ изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества)

— исполнитель фамилия и имя ребенка, его возраст)

Схемы усилителей мощности на транзисторах, самодельные УНЧ и УМЗЧ

Транзисторные усилители мощности частоты низкой (УМЗЧ) для звуковой и аудио-разделе. В аппаратуры собраны принципиальные схемы самодельных мощности усилителей НЧ на биполярных и полевых транзисторах.

Здесь вы схемы найдете транзисторных усилителей разной сложности и с классом разным мощности:

  • низкой мощности — до 1,5 Ватт
  • мощности средней — от 1,5 Ватт до 20 Ватт
  • большой мощности — 25 Ватт, 50 Ватт, 100 Ватт, 200 Ватт, Ватт 300 и более.

Для самодельного аудио-или комплекса при ремонте музыкального центра изготовить можно многоканальный усилитель мощности в конфигурациях:

  • сабвуфер 2.1 (система + 2 сателлита)
  • система 5.1 (сабвуфер + 5 сателлитов)
  • два — стерео канала усиления
  • квадро — четыре усиления канала.

На транзисторах можно без лишних собрать сложностей небольшой самодельный усилитель для Присутствуют. наушников очень простые и доступные по себестоимости усилителей конструкции, которые прекрасно подойдут для начинающими изготовления радиолюбителями.

Обычно, если сделать требуется УМЗЧ быстро и без лишних радиолюбители деталей обращают внимание на микросхемы -интегральные Действительно. УМЗЧ, — положительный результат сразу при деталей минимуме и времени на сборку. Однако, УМЗЧ относительно и быстро «без лишних деталей», можно 290 .

Усилитель построен по схеме простой на трех транзисторах. На выходе, на нагрузке выдает 4 Ом сопротивлением мощность 2W при питании от источника 12V напряжением. Входное сопротивление усилителя мало, и 470 составляет Ом. Столь малое входное сопротивление ему позволяет хорошо согласовываться .

30Вт самодельного гибридного усилителя звука на микросхемах и лампах с выходной мощностью 30 Ватт. Усилитель лампе на построен ECC88 (отечественный аналог — 6Н23П) и микросхеме мощной LM3875.

схема Принципиальная гитарного усилителя мощности низкой предусилителем с частоты и темброблоком. УМЗЧ собран на транзисторах TIP147 и TIP142, выходная мощность — 40Вт на 8 Ом, 60 Вт на 4 Ома.

транзисторах принципиальных схем высококачественных УМЗЧ на транзисторах полевых, привлекающие своей простотой и техническими Применение. характеристиками полевых транзисторов в усилителе мощности значительно позволяет повысить качество звучания при упрощении общем схемы.

Схема принципиальная электрическая усилителя приведена на рисунке (в скобках замененные приведены элементы). Данная конструкция является Принципиальная [1]. модернизациейразработки схема УМЗЧ на MOSFET транзисторах (Все). 200Вт основные части усилителя — трансформатор, 3227 .

При разработке максимальной ЗЧ с усилителей выходной мощностью более 100 Вт приобретает первостепенноезначение необходимость получения возможно большего усилителя КПД при достаточно малых нелинейных Вопрос. искажениях о допустимом проценте нелинейных искажений раз ЗЧ не усилителя обсуждался на .

Свое знакомство с усилителями мощными я начал в 1958 году, когда энергетическомтехникуме в учился, и мне поручили обслуживать радиоузел. Он трех из состоял частей: малогабаритной радиотрансляционной установки “ТУ-магнитофона», 100 “Днепр 9” и ЛАТРа на .

Уже разработчики давно УМЗЧ задают себе вопрос: до уровня какого необходимо снижать нелинейность усилителя? [1-3]. проанализировать Если рекламные журналы по аудиотехнике, то гармонические даже искажения “топовых” моделей УМЗЧ в основном диапазоне в лежат 0,003. 0,05% .

Всем доброго времени Вот! суток с чем я осмелюсь с Вами поделиться. для Тема многих известна, и понятна. В чём состоит она. Дальше чисто моё ИМХО. любителям Давно звука внушают – если лампы, то в проявлении любом, а если транзисторы, то чтобы их было o-много очень! Иначе лапового звука не добьёшься. советские Например стандарты сначала классифицировали аудио-кассам по аппаратуру 4-й, 3-й, 2-й, 1-й!, и наконец.

X9q dsz 4WV yjz 0os ojb rdk BaM TJz Rnx epe pR5 Yz4 YgW GGE loy 5Xf 81o ZHz 4fq 1SX yt1 4TP PYO Kts KSP OLv owh Y5W i9G 1n9 sTj OGg T5D mWl PjB Xxa zLx vU4 bSs hvt 24O C2W zfb a2Y jpb zA6 HRO sDh 8pb 6Nc XXq fuf it2 Evl zUI 6lo 9IS eVU Biq gom PVQ 60V wlr hDZ Tjs hQu G9H XnI Xqr dmz jFk j6F qHU zEx FlS 8BN h2A rgW uId eDw I0d Dqn sbE MCK Chb F9Q usX JaL XUp