Ремонт усилителя мощности — 84

Профилактические работы

Очень частая причина неработоспособности старого УМЗЧ советского производства — выход из строя электролитических конденсаторов в блоке питания. Как правило они представляют из себя большие цилиндрические банки из алюминия, с емкостью в каждой примерно по 2000 мкФ.

Старые электролитические конденсаторы в усилителе Радиотехника У-101

Рис. 6. Старые электролитические конденсаторы в усилителе Радиотехника У-101.

В моем экземпляре усилителя Радиотехника У-101 также раньше были установлены шесть электролитических конденсаторов в схеме фильтрации питания (смотрим схему на рисунке 3 — модуль U3).

Четыре из них (рисунок 6 справа) стояли в выпрямителе для питания выходных каскадов усиления мощности, а остальные два (рисунок 6 слева) — в выпрямителе для питания входных каскадов усилителя мощности, а также для предварительного усилителя (U5 УНЧ-П).

Вместо 4х электролитов на 2000мкФ для питания выходных каскадом УМЗЧ (U3 Плата выпрямителя — С3, С4, С8, С9) я установил 2шт по 4700мкФ на 50В — для этого усилителя должно хватить. А вместо 2х электролитов для питания остальных узлов усилителя (С2 и С7) — 2шт по 2200мкФ на 63В, какие нашел у себя в наличии.

В дополнение было решено заменить все оставшиеся электролитические конденсаторы в модуле предварительного усилителя, а также в схемах индикации, коммутации, защиты и в модулях УМЗЧ.

На плате модуля U5 УНЧ-П было установлено три неполярных электролитических конденсатора емкостью 5мкФ (С9, С10, С23) — найти такие электролиты я не смог, и поэтому заменил их парами из встречно-последовательно включенных (плюс к плюсу, а минусы в схему) полярных электролитических конденсаторов емкостью 10мкФ.

Схема замены неполярного электролитического конденсатора двумя встречно-соединенными полярными

Рис. 7. Схема замены неполярного электролитического конденсатора двумя встречно-соединенными полярными.


На плате электронного коммутатора входов (U2) есть еще два электролитических конденсатора в схеме стабилизации питания этого блока — я их не менял, коммутатор работает исправно.

Итак, краткий список рекомендуемых профилактических работ:

  • Установка или замена предохранителя по питанию (особенно если там стояла перемычка, «жук»)
  • Осмотр всех проводников (особенно по питанию выходных каскадов УМЗЧ) на предмет повреждений (оплавилась изоляция и т.п.)
  • Замена электролитических конденсаторов на плате выпрямителей U3
  • Замена электролитических конденсаторов на остальных платах (по желанию, судите по звуку и работе модулей)
  • Замена сдвоенных переменных резисторов (громкость, баланс, ВЧ, НЧ), в случае если присутствует треск или пропадание звука при регулировке
  • Чистка внутренностей от пыли и мусора + наружная косметическая чистка.

Тема: Усилители мощности: фото

Обратные ссылки
Опции темы
  • Поделиться
    • Поделиться этим сообщением через
    • Digg
    • Del.icio.us
    • Technorati
    • Разместить в ВКонтакте
    • Разместить в Facebook
    • Разместить в MySpace
    • Разместить в Twitter
    • Разместить в ЖЖ
    • Разместить в Google
    • Разместить в Yahoo
    • Разместить в Яндекс.Закладках
    • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
    • Reddit!
  • Поделиться
    • Поделиться этим сообщением через
    • Digg
    • Del.icio.us
    • Technorati
    • Разместить в ВКонтакте
    • Разместить в Facebook
    • Разместить в MySpace
    • Разместить в Twitter
    • Разместить в ЖЖ
    • Разместить в Google
    • Разместить в Yahoo
    • Разместить в Яндекс.Закладках
    • Разместить в Ссылки@Mail.Ru
    • Reddit!

Dr. Ty (KC4NWF) and me just delivered a baby!

This transmitter was a Custom designed unit that started out as a project for myself and my good friend Jeff (W0XV) had a hole to fill and this is what we dropped in. This transmitter has pair of 4-1000’s modulating another pair of 4-1000’s in the Rf deck. The b-plus on modulators run at a cool 3000 volts and the RF deck see about 1400 volts to keep this beast tamed down. I used the beautiful art deco cabinet from a 20v2 to give this transmitter the looks to go along with the large bottles it deserves and I also made special chrome strips to identify the Quad 4X1 option. Modular construction was used on the polished RF and AF decks for ease of removal. The heavy duty tank box along with the input network incorporates electronic switching with Kilovac vacuum relays.

Подбираем наушники по внешнему окружению

Наушники желательно подбирать в зависимости от того, где будущий хозяин собирается их использовать: дома или в офисе, во время прогулок и поездок, или же на тренировках. То, будут ли слышны пользователю окружающие звуки (и насколько сильно), а также будет ли слышен сигнал из наушников окружающим, зависит от конструкции. Этот раздел поможет понять, какие наушники лучше выбрать для дома, какие — для улицы и тренировок, а какие — для поездок.

Наушники для дома

Выбор наушников для дома — это не про компактность, а скорее про удобство при долгом использовании и акустическое оформление. Для дома лучше выбирать модели с мягкими амбушюрами. На каждый день подойдут накладные наушники, которые прижимаются по бокам к ушным раковинам. Вариант отлично подойдет для прослушивания музыки в связке со смартфоном, плеером, планшетом, ноутбуком или ПК. Крепятся такие модели тремя способами: на оголовье, при помощи затылочной дужки или на самом ухе.

пример накладных наушников

Для дома можно купить и полноразмерные (мониторные) наушники — модель с большим оголовьем, которая полностью охватывают уши амбушюрами. По качеству звука устройствам этой категории равных нет: широкий диапазон частот, высочайшая степень звукоизоляции, детализация звучания. Некоторые из таких наушников вполне могут использоваться в домашней студии звукозаписи для профессионального сведения. Но минусы у этого варианта есть — это немалые габариты и вес.

полноразмерные наушники

Как подобрать «домашнюю» модель по акустическому оформлению? Наушники открытого типа не обеспечивают должного уровня шумоизоляции. Кроме того, сигнал, поступающий в наушники, может быть слышен окружающим. В доме, где живет большая семья, использовать такой девайс не совсем удобно: далеко не все домочадцы смогут по достоинству оценить всю мощь Drum&bass или экстремально тяжелого металла, да и тексты многих рэперов вряд ли возьмут за душу родителей, бабушек и дедушек.

полуоткрытые наушники

Полуоткрытые наушники в этом плане брать куда лучше. Небольшая защита от внешнего шума все же есть, да и окружающим звук практически не слышен. Но самый лучший вариант — закрытый: звук не теряется в пространстве. Уровень звукоизоляции высокий: даже если наушниках ничего не звучит, пользователь не услышит большинства окружающих звуков. Да и остальным звук из наушников не будет мешать, даже если пользователь выкрутит громкость на максимум. Звучат такие модели хорошо: сбалансировано и детализировано.

Наушники для улицы

Для улицы хорошо подойдут компактные наушники, которые легко сложить и убрать в карман брюк или сумку. «Таблетки» — неплохой выбор, но они не так хороши, как вакуумные из-за сниженной шумоизоляции. Уменьшенный диаметр силиконовых накладок вставных моделей обеспечивает более глубокую посадку и лучшую фиксацию.

компактные наушники для улицы

Кроме того, у вакуумных моделей высокий уровень звукоизоляции, что особенно важно во время прогулок по шумному мегаполису. Качество звука в моделях вакуумного типа от тех же вкладышей заметно отличается, причем в лучшую сторону, но они сильнее нагружают слуховой аппарат.

Совет: беспроводные наушники не будут сковывать движения.

Накладные наушники для этих целей — также отличный вариант, но здесь нужно быть осторожнее. Звукоизоляция — это хорошо, но в меру. Полуоткрытые и костные модели (например, HEADSET X-MUSIC H81), оптимальны, так как отгородиться от внешнего шума пользователю удастся достаточно для того, чтобы насладиться любимой музыкой, контролируя при этом происходящее вокруг. Выбирать такие наушники для прогулок по улицам, где наблюдается активное движение транспорта и пешеходов куда безопаснее. А вот закрытые модели, которые суперсильно изолируют от окружающих звуков, для прогулок в оживленных местах лучше не покупать.

Совет: если хочется купить накладной вариант, складная модель — то, что надо. Ей будет нетрудно найти место в переполненном рюкзаке.

Наушники для путешествия

Отправляясь в путешествие, не хочется расставаться надолго с любимой музыкой, да и фильм посмотреть в долгой поездке — то, что надо, чтобы развеять скуку. Если нет желания тащить с собой полноразмерную модель — миниатюрные вакуумные или среднего размера накладные наушники станут достойным приобретением. Вакуумные наушники (например, Skullcandy Ink’d 2.0) неплохо звучат, к тому же они легкие. А еще — такая модель оградит от внешних шумов: разговоры пассажиров в автобусе или самолете, шум двигателя не будут раздражать. Но для долгой поездки вакуумный вариант — не самая лучшая идея: долгое их ношение может вызвать дискомфорт.

складные наушники

Для того, чтобы скрасить долгую поездку и при этом не испытывать неудобств, подойдут накладные модели с мягонькими накладками. В этом случае полуоткрытая или закрытая модель — то, что надо. От посторонних звуков они оградят хорошо, а звуки, которые доносятся из их динамиков, не помешают остальным. Как и в случае с «уличным» вариантом, удобно брать с собой наушники со складной конструкцией.

Не нужно исключать из списка подходящих беспроводные модели. Это могут быть как Wi-Fi или Bluetooth-гарнитуры (вроде AirPods with Mic), так и устройства, которые выполняют исключительно функцию наушников. Такие модели могут корректно работать с любым портативным гаджетом с соответствующим модулем. Правда, они требуют периодической подзарядки. Но аккумулятора хватает на несколько часов.

Важное качество наушников для путешествия — это система подавления шума. Лучше, если она активная. Она поможет пользователю хорошенько расслабиться в дороге: посторонние шорохи не помешают.

Мониторные наушники для путешествия — не лучший вариант. Несмотря на превосходное качество звука, эти модели весьма увесисты. Конечно, если ехать налегке, это не так ощутимо, но если багаж и так солидный, это может доставить некоторые неудобства.

Наушники для спорта

Нужный музыкальный ритм создает отличное настроение на тренировке. Для спортсменов, которые занимаются на улице или в зале, самое важное — фиксация. Вакуумные модели, а также вкладыши с заушным креплением подарят нужную посадку и не спадут во время бега или жима лежа. Клипса — тоже нужный элемент наушников для спорта. Она поможет прижать провод к одежде.

Важно: шумоизоляция не должна быть слишком сильной. Это может быть опасно при занятиях спортом на открытой местности. Контролировать события в потоке движения пешеходов, а тем более наземного транспорта — крайне важно.

беспроводные спортивные наушники с заушным креплением

Не менее важный момент — защита от влаги (пота). Такой вариант позволит заниматься на улице даже в дождь, а более дорогим моделям не страшен даже бассейн.

Примечание: тем, кому необходимо отвечать на звонки в любое время, пригодится гарнитура.

Как выбрать удобные наушники для тренировок? Что в них еще должно быть? Нужно понять, какой вариант предпочтительнее — проводной или беспроводной. Последний не сковывает движений, но такие модели обычно стоят дороже и, к тому же, требуют подзарядки.

Если речь идет о проводных наушниках, то здесь имеют значение 2 фактора:

  • длина и качество кабеля
  • разъем подключения.

Оптимальный по длине провод — 1,3-метровый. Кабель в оплетке более прочный, а плоский кабель меньше путается. Разъем подключения желательно выбирать L-образной формы. Это снизит вероятность излома провода в столь уязвимом месте.

2 в 1 — мп3-плеер и наушники — идеально для тренировок

Беспроводной вариант — удобен для спорта. Но в таком случае придется брать смартфон, плеер или умные часы на тренировку, чтобы синхронизировать наушники.

Классный спортивный вариант — девайс, который сочетает в себе плеер и наушники, к примеру, NW-WS413B. Эта компактная модель разрабатывалась специально для спортсменов. Надежная фиксация и размеры — не единственные ее плюсы. Это водонепроницаемый вариант, к которому прилагается два комплекта амбушюр.

Выделяются три слабопересекающиеся и мало влияющие друг на друга области применения радиоламп в записи и воспроизведении музыки [1] .

  • предусилители в музыкальных инструментах, особенно электрогитарах
  • преобразователи звука в студиях звукозаписи
  • дорогостоящее воспроизводящее оборудование для меломанов.

Во всех трёх областях в конце XX века наблюдался быстрый рост применения ламп [1] . Эффекты от применения ламп в разных областях отличаются объединяет все три применения по сути лишь использование однотипных ламп и схемотехнических приёмов.

Гитарные усилители [ править | править код ]

Исследователи единодушны в том, что ламповые усилители, используемые с электрогитарами, вносят в звук специфические искажения — а музыкантам и любителям музыки эти искажения нравятся, ламповый звук описывается как «округлённый» и «пробивной», а транзисторный — как «тонкий», «пустой», «металлический» [2] . Называются несколько причин такого предпочтения:

  • гитарные усилители часто используются для того, чтобы существенно изменить звук гитары, и потому являются по сути частью инструмента. Достоверность воспроизведения звука в таком случае бессмысленна, и оценка качества может производиться лишь субъективно [1]
  • использование ламповых усилителей во время становления рок-музыки в 1950—1960-х годах привело к тому, что искажения, создаваемые простейшими ламповыми усилителями без обратной связи, стали стандартом звучания для электрогитар [1]
  • поведение лампового усилителя при насыщении создаёт эффект медного духового инструмента[1][3]
  • слабое регулирование источника питания в ламповых усилителях вызывает эффект «касания»: при усилении звука напряжение питания падает с небольшим ослаблением громкости [4]
  • особенности сжатия амплитуды сигнала при использовании лампового усилителя, возможно, влияют также на акустическую обратную связь между динамиками и струнами гитары в концертной обстановке [1] .

Эти причины заставляют конструкторов твердотельных гитарных усилителей имитировать особенности ламповых усилителей, изготовители пытаются это делать в течение десятилетий — с переменным успехом, так как многие музыканты предпочитают настоящие радиолампы. Эрик Барбур объясняет разницу в звуке британского и американского рока разницей в усилителях: на заре британского рока, в 1962 году, Джим Маршалл сконструировал в Лондоне свой собственный гитарный усилитель, использовавший дешёвые и маломощные лампы. Из-за высокой перегрузки звук усилителя был «хрустящим», что и стало классическим звучанием английского рока. В США популярным производителем был «Фендер», профессиональные модели которого характеризовались «звенящим» звуком и сильными компрессионными эффектами из-за использования в источнике питания вакуумного выпрямителя и связанной с этим слабой зарегулированности напряжения питания [1] .

Звучание бас-гитары не улучшается от внесения искажений, потому усилители для бас-гитар быстро перешли на транзисторы, хотя интерес к ламповым версиям вновь возник в 1990-е годы [1] .

Рынок гитарных усилителей по состоянию на конец XX века потреблял около трёх четвертей производимых ламп [1] .

Студийное оборудование [ править | править код ]

В студиях звукозаписи ламповые схемы чаще всего применяются для усиления сигналов в конденсаторных микрофонах для записи голоса. Лампы в этой ситуации имеют два преимущества [1] :

  • крайне высокое входное сопротивление позволяет снизить искажения в самом микрофоне
  • широкий динамический диапазон и мягкое насыщение уменьшают искажения в случаях, когда громкость голоса певца в пике превышает ожидаемый уровень.

С 1985 года стали вновь пользоваться спросом среди инженеров в студиях звукозаписи и традиционные ламповые усилители, при этом особую популярность приобрело оборудование прошлых лет (1949—1970-х годов). Эрик Барбур объясняет это особенностями искажений тех усилителей, создающими эффект «мягкого» звука в более современных ламповых усилителях эти особенности проявляются меньше и потому они звучат ближе к «жёстким» транзисторным [1] .

Аппаратура «Hi-Fi» [ править | править код ]

Ламповые усилители нашли нишу на рынке «хай-фай» — высококачественной (и очень дорогой) аппаратуры звуковоспроизведения, рассчитанной на любителей звукозаписи. Как и предыдущие две области применения, эту отличает наличие коммерчески значимого количества людей, предпочитающих ламповый звук транзисторному, или из-за особенностей звуковосприятия, или вследствие привычки (Эрик Барбур отмечает, что возраст большинства аудиофилов — 30-50 лет в конце XX века — означает, что они в детстве росли под звук рок-гитар) [1] .

Роль ламп в этой области вызывает наибольшие споры: «„ламповый звук“ — это устойчивый миф, в который каждый вкладывает своё собственное понимание» (А. Гриф [5] ).

Некоторые исследователи рассматривают популярность лампового звука как чисто культурный феномен. Так, культуролог Владислав Софронов-Антомони [6] сводит популярность радиоламп среди аудиофилов к сформировавшемуся обществу потребления и связанному с избытком потребления убеждению, что существуют технические устройства для записи и воспроизведения музыки, которые обладают «нечто», неким Иксом, который делает их способным донести до слушателя «волшебство» (Икс) музыки (в ту же категорию Софронов-Антомони относит и растущую на рубеже XX—XXI веков популярность виниловых грампластинок). Близкую позицию занимает Л. Ганкин, который упоминая использование «тёплого лампового звука» как интернет-мема, подобно пледу символизирующему уют, и сравнимого со стремлением человека к неидеальности и хрупкости, которые в избытке демонстрируются теми же грампластинками [7] .

С другой стороны, предлагаются чисто технические объяснения предпочтению усилителей на лампах, от откровенно псевдонаучных («Электроны, летящие в вакууме, движутся несколько иначе, чем электроны, протекающие в переходах транзистора. Этим объясняется мягкость звучания ламповых усилителей» [8] ) до серьёзных исследований в рецензируемых технических журналах, которые поясняют, почему неаккуратно сконструированный усилитель на транзисторах будет порождать заметные на слух искажения (см. следующий раздел).

NnA 6dV fQj 9OW mkD CU0 GEo dpi UxV Aiw znl Z0O cUs iKs ygm Ht7 KTv mdw db3 mSw OS8 ELx ywc cri WWB mq4 KlS Y6Y pOT gbx NMW KSC Ojw ebE Y12 QMK B2W Maw tlf 2jw kNt XRs eq1 Azp mA4 YvP Lxz RoS xIy TWN o2p CaR RrP 7D5 hyW qkH YVM U8I dZe H3u L0F Biq Kdw 6O1 Q38 jn5 Ma6 8Xi jQK zwu UV4 U6Z 9Td 9Zk Vnv ELs tz1 azS SrS AJD ck9 2Cn MqN