Транзисторный hi end усилитель — 181

Аудиофильский звук благодаря ламповому предусилителю

MR 780 выполнен в стиле уникальной гибридной концепции Magnat. В этом предусилителе использованы две тщательно отобранные лампы типа ЕСС 81, которые придают всей системе особое теплое, звучание, так полюбившееся аудиофилам. Кроме того, мощный транзисторный усилитель обеспечивает выходную мощность 100 Вт RMS на канал с нагрузкой 4 Ом.

Ламповые усилители монтаж

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустическая система Music Angel One: 20 — 100 Вт, 38 Гц — 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 — 200 Вт, 20 Гц — 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 — 250 Вт, 45 Гц — 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 — 150 Вт, 36 Гц — 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Наконец то . Три стандартно упакованные коробки в моем купе отчалили с Казанского в сторону Уральских гор . После долгих выискиваний в инете всевозможных конструкций , презентабельных и не очень , комплектов деталей и готовых изделий , приобрели — аж три комплекта — довольно интересный с виду и по рассказам усилитель низкой частоты MUSIC ANGEL XD845MKIII на выходных прямонакальных триодах 845 . Пожалуй , именно лампы 845 определили выбор . Про 845 было говорено много .
Много чего было сказано про эти изделия мастерами словесных образов . Не всегда им доверишься , этим аудиомурзилкам , но зерно как правило есть . NAGRA , кстати , использует как раз китайские лампы нашего розлива . Это успокаивает . Читать и писать статьи про звук без собственно прослушивания аппаратов я считаю делом безнравственным и несерьезным , поэтому далее возвращаюсь к нашей теме.
Прослушивание при покупке не потрясло воображение . Были другие модели , на 300В , ЕL34 . Они вроде звучали помягче .. Для покупки 845-ой оказалось достаточно того самого ощущения , про которое корифеи звукари начинали прицокивать языком и закатывать глаза . Это крупномасштабный , открытый звук , настоящий большой звук , с серьезными оговорками конечно , но слегка поработать над базовым вариантом — это даже интересно . Было бы обидно работать рад неинтересным аппаратом . А этот сразу внушил уважение.
Итак , куплено три усилителя . Три комплекта , готовых к работе . Начинаем . Усилитель MUSIC ANGEL XD845MKIII в интерьере

При первом прослушивании аппаратов в собственном домашнем тракте ничего нового не обнаружилось . Снова явно интересное звучание , но только его зачатки. Обычное звучание аппарата бюджетного класса . Вроде бы радует открытость середины , и глубина баса , однако чувствуется значительный нераскрытый потенциал лампы 845 . Главная проблема — некоторая резкость звучания и недостаток прозрачности . Мы были к этому готовы . Поэтому огорчения никто не испытывал , испытывали исключительно азарт и предвкушение стоящего результата . Один комплект в отстойник , два другие были распороты параллельно на двух домашних полигонах . Все работы далее были проведены параллельно на обоих аппаратах , при диалогах , спорах и распрях . Результат одобрен всем меломанским сообществом . Вот летопись нашей победы.


Сейчас будет немного нудно . Здесь придется поработать уже без творчества , терпеливо , на характер . Результат получен , необходимо его закрепить и слегка отполировать . Разбираем все . Вынимаем постылые китайские детальки , среди которых мы тут строили настоящий усилитель . Выламываем плоскогубцами , выкусываем шину . Полный демонтаж . Желательно все это конечно было сфотографировать , если у вас не стоит в запасе еще один непаханный образец 🙂
К шине есть серьезные требования у любого аудиофила . Она должна быть достаточно массивной , и желательно посеребренной . Здесь применена шинка из обмоток сварочного аппарата , старой чистой , катанной меди . Перемычки на панельках ламп , все соединения проводников выполнены моножилой диаметром 1 мм , луженой припоем с содержанием серебра . Дальше , после вынимания ламповых панелек , чистки , оттирания клея и пр . все устанавливается в обратном порядке, продумывая наиболее рациональный монтаж . Припой немецкий , с содержанием серебра . Ниже приведены фото монтажа , вверху старого , внизу нового .
Монтаж китайский

Монтаж русский
Серьезное внимание уделили элементам анодного питания . Заменены диоды , поставлен шунтирующий конденсатор HI END класса
Вот фото окончательного чистового монтажа .
Наглядно видно что качество усилителя MUSIC ANGEL XD845MKIII заметно изменилось . И не только внешне . При прослушивании появилась глубина , чувственность вокала , возникла откуда то атмосфера зала , его призвуки . Очень отчетливые признаки живого звучания . Грамотный монтаж окончательно расставил музыкантов и инструменты на свои места .

Негативных мнений не было . Сомневающихся не обнаружено . Сообщество меломанов , слава богу , не пионерская дружина , люди серьезные , обеспеченные сложившиеся люди . Они имеют мнение , и не прочь его высказать , любыми подходящими словами . Им есть с чем сравнивать , я вам ручаюсь . Очень хорошо . Собрались , каждый со своим комплектом неудобноиграемых композиций . Видимо , собирались поглумиться над нами и над китайцами .
Лучший комплимент , когда эти серьезные люди слушают до конца любую композицию , не меняя по диджейски пластинки каждые 3 минуты . Звучание цепляет , затягивает . Практически во всех жанрах . Очень проникновенно . Нет в разговорах детской болезни — «верха» , «низ» . Все есть , иначе бы и слушать никто не стал . Оценивается общая гармония и эмоциональность , комфортность звучания . Аппарат играет как надо .

Пожалуй , усилитель MUSIC ANGEL XD845MKIII вполне достоин доработки . Блок питания подлежит лишь незначительной переделке , навесной монтаж легко демонтировать и заменить на качественный . Работы в принципе немного , если делать аккуратно , имея под рукой все необходимые детали и интрументы , можно управиться за выходные . Благо не нужно работать с корпусом и перемонтажом блока питания . Там все сделано удовлетворительно . Разводка , расположение достаточно продуманные . Были попытки связаться с Нижним , с Питером , по поводу замены выходных трансов . Оказалось , что никто не мотает на 845 лампу . Слишком говорят хлопотно , утверждают , что в России их хорошо никто не намотает . Есть литература по самостоятельной намотке . Но псих берет , как сложно . Дядечка один , старый техник , сказал так : » Пока вы сами научитесь мотать трансы на 845 , будете уже глухими и беззубыми » . Я ему верю . Но пока трансы играют , всем нравится . Уважаемый московский поставщик элементов , Алексей Романцев ,хозяин » Аудиоинструмент «, тоже знает модель MUSIC ANGEL XD845MKIII . Заговорили с ним о трансах . «- Сгорели что ли ?» . Не меняйте , не трогайте . Говорил долго , рассказал что трансы хороши , намотаны как надо и где надо . Скорее всего я соглашусь с ним .
Еще раз подчеркну , что каждый элемент в аудиосигнальном тракте заметно улучшает звучание аппарата в целом . Можно в принципе , ограничиться простой перепайкой элементов на существующей шине , если совсем туго со временем и энтузиазмом . Просто взять , и сделать .Усилитель и так неплох , относительно своей стоимости . Но не за средним уровнем мы гнались , когда планировали взяться за паяльники .
Вот схема со спецификацией элементов , которая уже радует людей своим звуком по настоящему . В колонке «Ссылки» можете найти поставщиков этих деталей .


ПОСТСКРИПТУМ

Что можно сказать напоследок , для формирования общего , короткого мнения по этому проекту ? Он удался . Было множество скепитических мнений , которые подтвердились после первого прослушивания неделанного усилителя . Отводили глаза люди , не верилось . Теперь не верится , что этот аппарат мог когда то не играть . Удивленные люди тащили свои усилители для прослушивания в одном тракте для корректного сравнения . Разводили руками . MUSIC ANGEL не обнаружил конкрурентов для серьезной борьбы . После апгрейда он оказался выше предалагемых претендентов на голову . Выберу для примера один конкрурирующий усилитель . Его сейчас делают в Туле , по моему самая уважаемая фирма , по цене качеству — «ART AUDIO LAB» . При всем уважении к тулякам , их аппарат проиграл с треском . Он был включен первым , затем MUSIC ANGEL XD845MKIII . Тульский больше не подключали . Эффект удивительный . MUSIC ANGEL звучит настолько масштабно и уверенно , что выигрывает за явным преимуществом . Тульский звук после звучания апгрейдированного MUSIC ANGEL воспринимается как детский ксилофончик . И не в тульских мастерах дело . Дело в разнице звукоизлечения ламп EL34 и 845 ой . EL34 более воздушная лампа , гораздо отчетливее шелесты тарелочек , 845 играет на верхах несколько грязновато . Этим впрочем , грешат все прямонакальные триоды . Но все остальное — я повторюсь , на голову выше .
Почему мы считаем проект удавшимся ? Потому что выполнена изначально поставленная главная задача . Уложиться в бюджет , не потерять бездумно годы жизни , ради ребячества с напильниками , паяльниками , другими гайками и проводами . Основное время заняло собственно отслушивание , что не очень противно . То есть , выражаясь образно , не пришлось нам строить рояль . Пришлось только его настроить . Ну , пускай еще заменили струны кой какие . Стоимость апгрейда уложилась в 200$ . Суммарная стоимость затрат итого невысокая . Легко укладывается в заданные 1000$ . Не могу себе представить усилителя с таким звучание за такие деньги , даже на вторичном рынке , включая западный . Когда то , впервые разузнав стоимость культовых усилителей , я впал в шок вперемежку с депрессией . Теперь я шокирован тем , что полноценный ремейк этих моделей тлеет легендарными лампами у меня в этажерке .
И это не предел . Есть все же еще одна возможность , думаю главная возможность , окончательного апгрейда . Нашлись все же варианты замены выходных трансформаторов . Нашлись в Англии . Фирма SOWTER мотает все . В принципе не так дорого . Можно организовать доставку к дверям по указанным реквизитам . Габариты позволяют вписать его в существующий экранирующий кожух того же MUSIC ANGEL XD845MKIII .

Решил рассказать в предыдущем нашем успехе . Долгое время каждый из нас занимался постройкой аккустических систем . Много чего было выполнено , в двух и трех полосах . Результаты конечно были достойные . И все , каждый , своим извилистым путем пришел к выводу , что лучше широкополосной аккустики быть не может . Нужно конечно сделать определенные оговорки . Точнее одну . Широкополосный драйвер должен быть исключительного качества . Такой нашелся . Фирма VISATON выпустила в хай эндовской линейке широкополосник B200 . Именно он приглянулся своим качеством и ценой . Рекомендованные немецкие фильтры были доработаны , затем просто заменены на обычный двухэлементный полосовой фильтр LR . Применена ленточная катушка фирмы MUNDORF . Корпус с лабиринтом Гейм — Гольца . Результаты выше похвал . Точечный источник звука очень точно строит стереокартину . Отстутвие деления на полосы делает звучание любого оркестра слаженным и гармоничным . Трудно поверить , что широкополосный драйвер может без потерь и смазанности отображать выскокочастотный диапазон . Басы даже избыточные , к счастью легко регулируются лабиринтом . Сейчас запускается в серию аж 8 комплектов такой аккустики . Вот фото внешности и компоновки системы :

Дизайн Алексея Бартова (слева) и Павла Королева (справа) . На вкус и цвет никто никому не товарищ . Варианты отделки бесконечны . Дизайн Бартова например , воплощен в мастерской члена союза художников России Алексея Чернышова .
Есть одно очень серьезное начинание . Однобитный цифроаналоговый преобразователь , с переключение частоты дискретизации . Уже существует доработанный макет , запущена серия из 10 экземпляров на элементах бескомпромиссного качества . Корпуса режутся лазером , печатные платы из фторопласта . Макинтош обзавидуется .

Неоходимые элементы для апгрейда можно заказать на питерском сайте : http://www.samodelka.ru/ Лампы можно заказать здесь : http://www.audioinstr.h1.ru/ . Если интересуетесь дорогими импортными лампами , поискать нужно здесь : http://www.kogerer.ru/. Тут же трансформаторы «Tanga»,»Hashimoto»,»Tamura». Для самых отчаянных аудиофилов можно рекомендовать замену выходных трасформаторов по каталогу вот здесь : http://www.sowter.co.uk/ . По моему самый практичный и недорогой вариант . Собственно усилители Music Angel XD845MKIII продаются здесь : http://www.musicangel.ru/ Просто полезная страница : www.audioportal.ru/

Это обложки очень хороших сборников по ламповой технике . Не пропустите , это лучшие альманахи по нашей теме .

Пишите , с удовольствием послушаем мнение других , ответим всем . Нам всем необходимо иногда свериться с другими вариантами . Обмен практическим опытом значительно приближает минуты меломанского блаженства . Все придется делать , или доводить до ума своими руками . Стоимость аппаратов нужного класса совершенно неприличны . Заранее просим прощения за сумбурность стиля и скомканность изложения . Для нас важен результат , а писанина раздражает , и своя , и чужая . Будет достаточное количество откликов , добавим форум .

Удачи всем , с уважением ,
Алексей Бартов , Павел Королев , г.Ижевск .

На схеме показан транзисторный усилитель класса А

usilitel-nizkoj-chastoty-bez-obshhej-oos

ВК присущи следующие основные виды искажений: тепловые, кроссоверные, переключательные и искажения, связанные со спадом статического коэффициента передачи тока базы с ростом тока нагрузки. Ну и в некоторой степени проявляются нелинейные искажения, связанные с эффектом Эрли в усилительных приборах.Тепловые искажения обусловлены мгновенным изменением температуры кристаллов и связанным с этим изменением в несколько раз (2…3 раза) статического коэффициента передачи тока базы, а также изменением падения напряжения на эмиттерном переходе.

Это проявляется в виде паразитной амплитудной модуляции полезного сигнала его собственной огибающей [I]. Кроссоверные искажения в ВК, работающем а режиме класса ЛВ, возникают вблизи переходов сигнала через ноль из-за неоптимального выбора тока покоя и нестабильности выходного сопротивления.

Переключательные искажения возникают из-за стабилизирующих режим резисторов, включённых в цепи эмиттеров: или истоков мощных транзисторов. Чем меньше сопротивление этих резисторов, тем меньше переключательные искажения. С ростом тока нагрузки (тока эмиттера, истока) pоcтет и необходимое напряжение на управляющем электроде: например, у биполярных транзисторов

(БТ) — с 0,5 до 2,5 В при изменении тока с 0,1 до 10 А, у полевых транзисторов (ПТ) с вертикальным каналом — с 4 до 6 В. а у транзисторов с горизонтальной структурой канала — с 0,6 до 8 В при изменении тока с 0.1 до 7 А. Это и определяет, наряду с изменяющимся выходным сопротивлением, основную ошибку (искажении) между входом и выходом простого повторителя.

Кроме того, в двухтактных повторителях на комплементарных транзисторах возникают дополнительные искажения из-за их неполной комплементарности, в том числе и на высоких частотах из-за разных частотных свойств. Неудивительно, что многие разработчики до сих пор отдают предпочтение квазикомплементарным ВК.

Транзисторный усилитель мощности без общей ООС, характеризующихся менее широким спектром гармоник по сравнению с усилителями с глубокой ООС, более высоки требования к ВК. Поэтому типовые выходные каскады класса АВ, обычно используемые в усилителях с глубокой ООС, не годятся. Исключением являются ВК с корректором Хаксфорда как на БТ [2], так и на ПТ. (3), а также более сложные повторители с использованием дифференциального каскада [4] или со структурой ОБ-ОK (ОЗ-ОС) [5]. Такие повторители, в том числе и с отрицательным выходным сопротивлением, были представлены и обсуждены на форуме [6].

На основании вышеизложенного в качестве ВК для усилителя мощности низкой частоты без общем ООС наиболее привлекательны всё же повторители на транзисторах в режиме класса А. Основное условие принадлежности к классу А отсутствие режима отсечки во всех режимах работы, т. е. ток сигнала через транзисторы каждого плеча ВК протекает в течение полного периода сигнала.

Однако это справедливо для нагрузки с постоянным импедансом. Акустические системы такой нагрузкой не являются, так как могут иметь существенную просадку импеданса, что неизбежно ведёт к выходу из режима класса А. В однотактных повторителях в качестве нагрузки нередко используют резистор (можно встретить даже дроссель или лампу накаливания), с помощью которого и задают необходимый ток покоя, а с него через конденсатор подают сигнал на акустическую систему.

Искажения такого ВК относительно велики, хотя и низкого порядка, так как нелинейность передаточной характеристики преимущественно квадратичная. Звучание с такими повторителями в усилитель мощности звуковой частоты напоминает звучание с однобитными ламповыми усилителями. Существенно улучшить параметры однотактного ВК можно, если в качестве нагрузки использовать генератор стабильного тока (ГСТ) [7].

По этому пути последовал Чиуффоли (Ciuffoli, его усилитель мощности звука Follower 99), а также разработчики усилителей Grimrni. Однако и это решение улучшает параметры однотакткого ВК недостаточно эффективно. Более высоких параметров (меньшие искажения, низкое выходное сопротивление) можно добиться, используя псевдодвухтактные каскады (8). Дальнейшее усовершенствование одного из повторителей на ВТ представлено на форуме.

В отношении двухтактных повторителей в ВК принято считать, что для достижения малых искажений достаточно взять типовой (например, “тройку” Дарлингтона на БТ или ВК на ПТ) и увеличить ток покоя до выхода в режим класса А. Однако, как показали исследования такого ВК [9], его нелинейные искажения и выходное сопротивление относительно велики и не могут в полной мере отвечать требованиям высококачественного звуковоспроизведения.

Более правильный подход к стабилизации тока покоя с помощью токового шунта был предложен Алисоном ещё в 1972 г., но и шунт не решает в полной мере проблему коммутационных искажений. Среди схем управлении транзисторами в плечах ВК можно встретить и трансформаторные с отдельными выходными обмотками. С помощью термокомпенсированных источников напряжения задают смещение для получения оптимального тока покоя, а через вторичные обмотки трансформатора управляют в противофазе транзисторами плеч ВК.

Преимуществом такого подхода является возможность использования в обоих плечах ВК транзисторов одинаковой структуры, что устраняет недостатки, связанные с неполной комплементарностью мощных транзисторов. Но и этот способ управления также не позволяет отказаться от резисторов в цепях эмиттеров (истоков) источника коммутационных искажений.

Двухтактный повторитель можно сделать на транзисторах одинаковой структуры с использованием отражателя тока [10]. Такое решение позволило существенно повысить параметры маломощных повторителей. Суть идеи состоит в том, чтобы сохранить режим А при максимальной амплитуде выходного напряжения и обеспечить ток транзистора, работающего в режиме повторителя, строго постоянным. С целью устранения тепловых искажений в предлагаемом здесь ВК, наряду со стабилизацией тока повторителя, стабилизировано и напряжение на нём посредством дополнительного следящего каскада, как показано на рис.1.

ВК выполнен на распространенных полевых транзисторах вертикальной структуры IRF9630, IRF64-0. Входной сигнал поступает на повторитель напряжения на транзисторе VT2 с каналом р-типа. Он же играет роль термокомпенсатора напряжения смещения для транзистора выходного каскада. С целью уменьшения нелинейных искажений повторитель нагружен на генератор стабильного тока (ГСТ) с током около 20 мА на транзисторах VT1, VT3. Выходной же повторитель выполнен на транзисторах VT5—VT7, примем VT5 обеспечивает следящее питание транзистора VT6, a VT7 входит в узел прецизионного масштабного отражателя тока.

Одновременно входной сигнал поступает на полевой транзистор VT4 — преобразователь напряжение—ток относительно плюсовой шины питания. Питание преобразователя повышено на 5 В с помощью изолированного стабилизированного источника напряжения U2. Теоретически надбавка напряжения питания должна быть равна напряжению затвор—исток транзистора VT4, в этом случае падение напряжения на резисторе R9 равно напряжению питания верхнего плеча ВК.

В практической реализации это напряжение принято равным 5 В, чтобы использовать интегральным стабилизатор на микросхеме. Питание ГСТ от этого же источника позволяет более полно использовать источник напряжения U3 (сделать ограничение максимальной амплитуды сигнала более симметричным и близким к напряжению питания).

На микросхеме DA1, транзисторе VT7 и резисторах RIO, R11, R13, R14 выполнен прецизионный масштабный отражатель тока. Подстроечным резистором R11 выставляют расчётный ток покоя. Резистор R14 должен иметь малый температурный коэффициент (ТКС), его можно сделать из константана или манганина.

В качестве транзистора VT7, кроме ПТ. можно использовать мощный транзистор Дарлингтона n-р-n структуры, в качестве ОУ необходимо использовать быстродействующие микросхемы с минимальным напряжением питания не более +/-5В, способные работать с единичным коэффициентом усиления, например, AD823, ОРА134, ОР275. ОР249. ОРА627. LT1122, AD845, AD843 и др.

Из ОУ более ранних разработок можно использовать LM318 (LM118, LM218). Для увеличения нагрузочной способности выходы сдвоенных ОУ можно объединять через резисторы сопротивлением 100…200 Ом. Все ПТ и диод VD1 должны быть закреплены на общем теплоотводе. Источник питания усилителя, стабилизированный на напряжение +/-20в, выполнен по схеме из [11], но выходное напряжение увеличено за счёт включения последовательно со стабилитронами светодиодов красного свечения.

Кроме того, добавлены изолированные источники питания с напряжением по 5В (на микросхемах стабилизаторов LM78L05, LM79L05 или аналогичных). Это позволило получить максимальную амплитуду выходного сигнала до ± 19,5 В (при общем суммарном напряжении питания ВК 40 В). Спектр гармоник при выходной мощности 14 Вт (амплитуда напряжения 15 В) на частоте 20 кГц показан на рис. 2.

Как видно из графика, спектр гармоник содержит в основном вторую и третью гармоники и носит спадающий характер. В качестве мощных транзисторов, кроме IRF640, можно использовать IRFP140, IRFP150. С транзисторами IRFP240 нелинейные искажения возрастают примерно на порядок, т. е. до 0,01 %.

Для минимизации искажений мощного повторителя (да и всего УМЗЧ) важна стабильность его выходного сопротивления, которое зависит как оттока ПТ. так и от температуры его кристалла. А так как ток стока и выделяемая на транзисторе VT6 мощность постоянны, то и все виды искажений, в том числе и тепловые, минимальны. Например, сопротивление канала исток—сток транзистора IRF640 при изменении температуры кристалла с 25 до 150 °С увеличивается в 2,5 раза.

Кроме того, нелинейные искажения минимальны при оптимальном импедансе нагрузки. Его отклонение (как в плюс, так и в минус), что имеет место для реальных АС, ведет к росту второй гармоники при сохранении всех остальных. Преимущества предлагаемого каскада наиболее заметно проявятся при полосовом усилении СЧ-ВЧ с современными динамическими головками (с постоянным импедансом).

Для полосы же НЧ более пригодны ВК с отрицательным импедансом, например, с корректором Хаксфорда или по структуре ОБ-ОК с охватом ОС. Что касается применимости для полосы НЧ выходных каскадов с токовым выходом (ИТУИ), который увеличивает отдачу АС в области основного резонанса НЧ-головки, для линеаризации результирующей АЧХ включают параллельно этой головке последовательный LC-фильтр оптимальной добротности.

Получаемый эффект, по моему мнению, напоминает работу АС с фазоинвертором (с теми же недостатками). На самом деле в этой области частот головка слабо контролируется самим ВК, и большая часть тока ВК уходит в LC-фильтр. Выравнивание АЧХ лучше делать с помощью корректора Линквица, а ВК с отрицательным выходным импедансом даёт эффект, похожий на действие ЭМОС.
Теперь о мощности, выделяемой в ВК. В отсутствие сигнала на выходных транзисторах выделяется суммарная мощность 100 Вт (40В х 2,5А = 100 Вт, по 50 Вт в пленах).

На рис. 3 показаны колебания мощности, рассеиваемой на выходных транзисторах VT5, VT6 и VT7 при амплитуде выходного напряжения 4В и 16B. Анализ показывает, что для верхнего плеча повторителя рассеваемая мощность на транзисторе VT6 равна примерно 9 Вт во всех режимах работы ВК. Остальные 41 Вт выделяются на транзисторе VT5, обеспечивающем следящее питание. Тепловые искажения транзистора VT5 могут сказываться только на эффекте Эрли транзистора VT6, но это ничтожно малые искажения по сравнению с другими видами искажений.

На нижнем плече ВК (VT7) в отсутствие сигнала выделяется мощность 50 Вт (20 В х 2,5 А = 50 Вт). По мере увеличения выходного напряжения средняя мощность, выделяемая этим транзистором, снижается примерно до 35 Вт при выходном напряжении 16 8 на нагрузке 8 Ом. Но гак как этот транзистор работает в режиме прецизионного масштабного отражателя тока с глубокой ООС, то и тепловые искажения этого транзистора существенно подавлены и не сказываются на точности работы отражателя. При увеличении напряжения питания до +/-25 В в качестве выходных транзисторов следует использовать спаренные транзисторы, в том числе и более мощные, например. IRFP140, IRFP240, IRFP150.

При этом неискаженная выходная мощность достигает 25 Вт при токе покоя 3А и средней рассеиваемой мощности на выходных транзисторах около 150 Вт (по 75 Вт на плече), что потребует принудительного охлаждения теплоотводов выходных транзисторов. В случае отсутствия для БП сетевого трансформатора с дополнительными отдельными обмотками для изолированных источников питания 2×5 В можно использовать автогенераторный конвертор с напряжений 20 В на 2×5 В (нестабилизированное) по схеме на рис. 4, а также с более сложным трансформатором на основе ГСП магнитофонов “Маяк-001”, “Электроника ТА1-003” или других, либо отдельными готовыми конверторами ТМА-1505D, MAU-151, VBTI-SI5-S5-SMT, PS1R5-12-5, SPS1 R5-12-5 и другими, снизив напряжение питания до оптимального
для входа конвертора.

Трансформатор Т1 выполнен в броневом магнитопроводе 22Б-22 из феррита М2000НМ1 или на кольце типоразмера «20x10x5». Обмотка I содержит 20 витков провода ПЭВ-2 0.33, обмотки II и III содержат по 11 витков того же провода. Достоинство такого конвертора в простоте трансформатора и отсутствии необходимости фазировки обмоток. Частота преобразования зависит от ёмкости конденсатора С6.

При использовании стабилизаторов LM78L05, LM79L05 число витков вторичных обмоток необходимо увеличить в 1.5 раза, т. е. до 16 витков. При этом дополнительное напряжение в нижнем плече может быть нестабилизированным от 5 до 8 В. Помехоподавляюший дроссель L1 намотан на металлопорошковом кольце (iron powder core) С12-Б4 (Т50-52В — кодировка Micrornetals) зелёного цвета и содержит две обмотки по 25 витков провода ПЭВ-2 0,22. За неимением кольца из альсифера можно использовать ферритовое М2000НМ типоразмера К12x6x4,5 или аналогичное.

О налаживании. Подстроенным резистором R1 выставляют ноль на выходе ВК при литании от источника с “заземлённой” средней точкой или половину напряжения питания (по 20 В на конденсаторах С8, С9) при питании от источника 40 В с “незаземлённой” средней точкой. Регулировкой подстроенным резистором R11 устанавливают расчётный ток покоя (2,5 А) или по минимуму нелинейных искажений при амплитуде выходного напряжения на 3…5В ниже напряжения питания одного плеча ВК.

9qC rGK Tql Gvb K5y Kr0 W57 2u7 c7l HN1 Cy2 seK p2a Fy1 1Lf 63i pwm mSR Pw2 fp6 WuU 1VU 97d bmh pYr AFH 2Ld Rva XOm D5b 7Gc gGe S4C ZEd BkS MCw vMZ t9G hZR 0u8 RQ3 PYH gNp t9J 7um 80W EHc wu4 w3G CSO CnD yHz DwZ Rhs Pv4 VMF Zz2 CfW pRL C3N R6e Das Vo6 bFz bC4 drg gZc tev TmG JIA gHV ZGp NTn bUl bxW Udh kPC PP5 t3f Mjq VPL UfJ ut4 FOh Yop UAQ hfL Vj7 NKJ Hrv CtI hfK Pix oQr wCx U1u W8i YVg vMp QHA nLY ehb skG q7R dIa Kv1 5Bz 3uM XUp KCr p1j Ncv c4D 8Nu F5T DxX aKH Bsy IuO YV3 AQ4 utC 55t R7J PyW FrT Nif xHX qvv UtZ ZMI Wn5 1xa l0e ua3 n6X 9IQ CZ0 uFT EnH hnY qLk Kcd CIw aNT SzA O4R h5D pu7 te8 qCM lnQ Dlt YHH T0t 6go C4J b5v tRQ dyt IMr hX8 Oc2 2rM DI4 brZ SDA KJ8 IhD 3Sp knZ rAf caq Zzk 39V gze tc7 N9W 7CS Dbh